Игроки украинского автомобильного рынка ожидают от властей конкретных действий по защите национального производителя, иначе ВТО для Украины может обернуться кризисом. Об этом в ходе пресс-конференции заявили представители Ассоциации автомобильных производителей Украины.


По словам президента Укравтопрома Михаила Резника, 2007 год отечественная отрасль автопроизводства завершила с успешным результатом – в прошлом году в Украине было произведено 402,8 тысяч машин, т.е. на 39% автотехники больше, чем в 2006 году. А в 2006, в свою очередь, на 36% больше, чем в 2005.

 

Согласно приведенной статистике, в Украине в последние годы наметилась позитивная тенденция прогрессивного роста производства. Если б так производство стимулировалось и в последующие годы, к тому же, если бы были дополнительно приняты законы в поддержку отечественной промышленности, в 2008 - 2010 годах автопром показал бы еще более активный рост, и с количества, в конце концов, перешел на высокое качество.

 

Но… Украина стоит на пороге форсированного вступления в ВТО. Кроме явных позитивных опций, которые государству принесет расширение торговой организации, есть ряд рисков, которые власти и делегированная рабочая группа почему-то не замечают.

 

М. Резник отметил, что при наличии наработанных требований по вступлению, отечественные производители войдут в ВТО на следующих условиях: со слабым техническим обеспечением промышленности по сравнению с европейскими автопроизводителями, с неразвитой инфраструктурой производства комплектующих, при высокой стоимости финансовых ресурсов и высоком налогообложении.

 

Причем устранить перечисленные недостатки деятельности государство могло бы всего несколькими законодательными актами, но принимать последние в Украине не спешат.


Спад в производстве, по словам представителей Ассоциации, может произойти уже в конце лета, когда государство ощутит первые последствия вступления в ВТО. А это повлечет за собой сокращение рабочих мест в автопромышленности. Вслед за автопромом сокращение кадров последует и в сопряженных отраслях, ведь 1 рабочее место в автопроизводстве равняется 6-7-ми в сопутствующих отраслях, а чем это в результате выльется для страны, предугадать несложно.

 

«Вредным» для отечественной экономики автопроизводители считают и резкое снижение ставки пошлины на готовые автомобили с 25% сразу до 10% без традиционного в практике Европы переходного периода. По сути, как раз этот шаг и причинит непоправимый вред украинской отрасли автомобилестроения, считают в Ассоциации, так как в таком случае в недешевых отечественных автомобилях уже не будет потребности.


В воскресном интервью на одном из центральных телеканалов Президент Украины Виктор Ющенко пояснил телезрителям, что одна из главных позитивных опций вступления Украины в ВТО заключается в том, что после этого эпохального события отечественные предприниматели получат возможность конкурировать с европейцами в едином правовом поле.

 

Как раз обеспечения деятельности в едином с конкурентами правовом поле и добываются автопроизводители. Прислушаются ли власти к мнению руководителей ведущих бюджетонаполняющих предприятий Украины, станет ясно уже к лету.

Маричка Козак, NOVOSTI.UA