В 2017 году правительство Владимира Гройсмана рассчитывало направить на ремонт и строительство дорог более 56 млрд гривен. Похоже, что эти обещания так и останутся на бумаге. По факту, за первые три квартала на дорожное хозяйство было выделено всего лишь около 20 млрд гривен. Несмотря на несбывшиеся мечты, чиновники рассчитывают получить на дороги в 2018 году еще большие суммы — около 45 млрд гривен. Подробнее – в материале РБК-Украина.
Круглая суммаОбещания правительства отремонтировать как можно больше дорог в этом году, похоже, останутся невыполненными. К примеру, в июне премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал за 3-7 лет привести автодороги Украины в нормальное состояние. "В прошлом году мы восстановили масштабные дорожные работы по всей стране, в этом году в апреле мы вышли на ямочный ремонт, а сейчас делаем реконструкцию. Мы не будем останавливаться и через три-семь лет приведем украинские дороги в нормальное состояние", - сказал глава правительства.
В 2017 году для приведения дорог в нормальное состояние правительство запланировало направить около 60 млрд гривен.
По данным пресс-службы Государственного агентства автомобильных дорог Украины (Укравтодор), в 2017 году на дорожную отрасль было запланировано 24,8 млрд гривен. Из этой суммы собственно на дороги должно было пойти 19,5 млрд гривен. Остаток – 5,3 млрд гривен – на погашение долгов.
При этом 24,8 млрд гривен должны были быть наполнены из трех источников - госбюджет (17,3 млрд гривен), кредитные средства под гарантии правительства (3,7 млрд гривен) и средства международных финансовых организаций (3,7 млрд гривен).
Но запланированная сумма в 24,8 млрд гривен не учитывает еще два источника финансирования, из которых правительство намеревалось профинансировать дорожные работы. Как сообщили в Укравтодоре, в 2017 году планировалось направить 16,6 млрд гривен на ремонт дорог в рамках так называемого таможенного эксперимента – направления части сверхплановых таможенных платежей на дороги. Кроме того, как ранее писало РБК-Украина, в рамках репрофайлинга (реструктуризации правительственного долга перед НБУ) Укравтодору планировалось направить 15 млрд гривен.
Таким образом, в 2017 году чиновники хотели направить на дорожное хозяйство более 56 млрд гривен.
Но эти планы оказались далеки от реальности. По состоянию на 1 октября, Укравтодор получил из государственного бюджета 9,7 млрд гривен, кредиты под гарантии правительства на 2 млрд гривен и средства МФО на 0,9 млрд гривен. В общем получилось чуть более 12,7 млрд гривен, или 51,1% из запланированных в госбюджете 24,8 млрд гривен.
Примерно такой же объем средств в процентном отношении был получен и в рамках таможенного эксперимента. По данным Государственной фискальной службы, за январь-сентябрь 2017 года на эти цели было выделено 8,3 млрд гривен. Таким образом, в рамках таможенного эксперимента на дороги было направлено 50% от запланированных изначально 16,6 млрд гривен. Но даже не все средства из 8,3 млрд гривен дошли до дорог. По данным Укравтодора, в рамках эксперимента регионы получили только 7,4 млрд.
При этом от репрофайлинга Укравтодор вообще ничего не получил. Только недавно Кабмин согласовал с Нацбанком условия реструктуризации облигаций, которая намечена на 2018 год. Средства по этой программе Укравтодор в 2017 году не получит.
Таким образом, за январь-сентябрь на дороги из всех источников было получено примерно 20,1 млрд гривен, или около 36% всего объема запланированных поступлений.
В пресс-службе Укравтодора на вопрос РБК-Украина о том, какова вероятность поступления недополученных средств в течение октября-декабря 2017 года, сообщили, что с Минфином идет плодотворное сотрудничество. "Пока нет никаких оснований сомневаться в получении 100% от запланированных средств (из 24,8 млрд гривен, - ред.) до конца года", - ответили там. Кроме того, и.о. председателя Укравтодора Славомир Новак сказал РБК-Украина, что в рамках таможенного эксперимента по итогам года ожидается поступление 10 млрд гривен.
Можно было бы надеяться на то, что работы на дорогах выполняются в долг. Но сами дорожные работы выполнены на суммы меньше выделенных из всех источников. По данным Укравтодора, из полученных 12,7 млрд гривен, по состоянию на 5 октября, работы проведены на сумму около 11,9 млрд гривен. Примерно такая же ситуация со средствами от таможенного эксперимента – из полученных 7,4 млрд гривен освоены только 5,5 млрд гривен.
Эксперт транспортного рынка Александр Кава считает, что невыполнение правительством обещаний по финансированию дорожного хозяйства обусловлено несколькими причинами. "Выполнение ремонтных работ на автомобильных дорогах напрямую зависит от размера финансирования отрасли главным образом из государственного бюджета. Укравтодор не виноват в том, что он получил мало средств. Государственное агентство обеспечивает организацию ремонта и строительства дорог в рамках тех денег, которые ему выделяются из госбюджета, - объясняет эксперт. - К сожалению, не все средства, о выделении которых заявляли политики, были заложены в госбюджет. В частности, это касается средств от репрофайлинга. Что касается невыполнения плана по поступлению средств в рамках таможенного эксперимента, то снижение финансирования ремонта дорог из этого источника обусловлено повышением Министерством финансов плана для таможни по поступлению платежей, что, соответственного, снизило сверхплановые объемы. В результате этого превышение плана оказалось не таким существенным как ожидалось изначально".
Вместе с тем Александр Кава настроен оптимистично. "Еще не закончился год, поэтому подводить итоги ремонтного сезона еще слишком рано. Что касается средств МФО, то все проекты многолетние и финансирование проектов продолжится в следующем году. В этом году уже завершился всего один проект – капитальный ремонт дороги Н-01 на отрезке от Киева до Обухова", - говорит он.
Несмотря на неудавшиеся планы, эксперт автодорожной отрасли "Реанимационного пакета реформ" Андрей Мартенс говорит, что в 2017 году объемы финансирования дорожного хозяйства значительно больше, чем было в предыдущие годы. "Но если сравнивать с суммами, которые нам необходимы для того, чтобы в дорожной отрасли ситуация начала кардинально меняться в лучшую сторону, то 21 миллиард гривен - мизер. На полученные деньги в лучшем случае можно отремонтировать до двух тысяч километров дорог из имеющихся в Украине 170 тысяч километров. Это капля в море", - отмечает он.
Мечты из будущегоНесмотря на неудавшиеся планы выделения средств на ремонт дорог в 2017 году, чиновники не перестают строить грандиозные планы. В 2017 году в Украине должен заработать Государственный дорожный фонд, который, по сути, представляет собой гарантированную строчку в госбюджете, которая будет наполняться за счет акцизного сбора с топлива. В 2018 году в этот фонд будет поступать 50% от всех собранных акцизных сборов. Чиновники заложили в проект госбюджета на 2018 год поступления от акцизов в Государственный дорожный фонд в размере 32,6 млрд гривен.
Кроме того, в Укравтодоре предлагают народным депутатам профинансировать еще несколько дорожных проектов на общую сумму примерно 10 млрд гривен, в частности, ремонт дорог Львов-Тернополь-Умань, Белая Церковь-Умань-Одесса, Николаев-Херсон, Днепр-Николаев и т.д.
Кроме того, в Укравтодоре рассчитывают, что в госбюджете на 2018 год будут дополнительно заложены расходы в размере 13 млрд гривен на несколько проектов по ремонту дорог. К примеру, это касается дорог Киев-Харьков-Довжанский, Днепр-Николаев, Кропивницкий-Николаев и т.д.
Таким образом, чиновники планируют в следующем году направить на дорожное хозяйство более 45 млрд гривен. Правда, часть из этих средств уйдет на погашение долгов – 6 млрд гривен.
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич считает, что для того, чтобы поддерживать украинские дороги в нормальном состоянии, необходимо выделять на них ежегодно, как минимум, 50 млрд гривен. "Поэтому запланированных на 2018 году средств в госбюджете не хватит на дорожное хозяйство. Необходимо, чтобы областные власти также выделяли из своих бюджетов развития деньги на дороги. Помимо того, нельзя прекращать действие таможенного эксперимента, поскольку он показал свою эффективность в привлечении средств на дорожный ремонт", - отмечает он.
Высокопоставленный источник в правительстве, попросивший не называть себя, считает, что единственным выходом из ситуации, когда не выполняются обещания о выделении средств на дороги, является создание Государственного дорожного фонда. "Поэтому только дорожный фонд! Все эти обещания - до лампочки", - заявил он.
Вместе с тем в Украине существует еще одна проблема в дорожном хозяйстве, которая может помешать выполнить планы правительства в 2018 году. Андрей Мартенс говорит, что даже, если бы государство выделило больше средств, то сегодня физически в Украине недостаточно компаний, которые могли этот объем денег освоить. "К сожалению, имеющиеся в стране компании осуществить дорожных работ больше, чем на 20 миллиардов гривен не смогут, - говорит он. - Из-за того, что в Украине нет долгосрочной программы развития дорог, дорожная отрасль медленно развивается, и, как следствие, на рынок неактивно заходят новые компании. Заходить в дорожно-строительный бизнес на один год инвесторам неинтересно. Если бы Украина пообещала точное финансирование дорожного комплекса на три-пять лет, то ситуация бы существенно изменилась".