В прекрасное солнечное утро прошлой среды, за утренним кофе, неожиданно из новостей узнаю, что в повестке дня Кабмина есть вопрос о расследовании моей работы. С чем можно сравнить такую новость? Ощущения примерно такие же, как у человека, который весь день лихорадочно занимался уборкой своего дома но только затем, чтобы с утра обнаружить, что его усилия уничтожены, пространство снова заполнено каким-то мусором, а в дверь звонят сомнительного вида личности. С той лишь разницей, что порядок в этом самом доме - Госрезерве - мы с командой наводили не день, а год.

Поэтому от такой новости, как понимаете, недостатка в эмоциях не было. Ведь за год удалось сдвинуть целый пласт работы, которая никогда не выполнялась в этом ведомстве.

По сути, Госрезерв не реформировался с даты своего основания в 1991 году. До прихода моей команды летом 2015 года - это было типичное постсоветское ведомство, централизованное и такое, что совсем не соответствовало требованиям времени. Уровень знаний, о деятельности агентства в обществе, вообще отсутствовал.

Но повторюсь - изменить удалось многое. Например, отсудить у должников, по состоянию на конец августа, 8 млн. гривень - больше чем, кто-либо возвращал государству, будучи на посту главы Госрезерва. Это в условиях, когда внезапно в сентябре прошлого года появились изменения в закон о судебном сборе, и мы должны были где-то изыскивать деньги на подачу исков. Так что результат можно отнести к числу положительных кейсов. Уже вначале 2016 года команда зарезервировала 900 тыс. гривень под исковую работу и использовала их на подачу 8 исков на общую сумму в 81 млн. гривень.

Должников за годы накопилось действительно не мало. Крупнейшие - "Нафтогаз Украины", ГАК "Хлеб Украины" и меткомбинат им. Дзержинского. К примеру, долг по "Хлеб Украины" образовался с 2009 по 2014 года - 300 млн. гривен. Сейчас мы инициируем его банкротство, поскольку вернуть деньги предприятие не способно. Одно ПАО "Аграрный фонд" задолжало около 1 млн. гривень. По всем эпизодам открыты судебные взыскания.

Среди элеваторов МинАПК крупнейший должник Луцкий КХП №2 - 311 млн. гривен. Последнее предложение от МинАПК о возврате предприятием долга в рассрочку на 100 лет, больше похоже на неудачную шутку.

То есть, работа велась, и еще какая! Поэтому новость о начале расследования моей работы в ведомстве, удивила и меня и всю команду. Как, впрочем, и многих других людей, знакомых с нашей активностью на рынке.

Конечно, не все за прошедший год происходило идеально. К каким-то вопросам руки доходили с небольшим лагом во времени. Но все что делалось — делалось во благо страны и граждан Украины. Из последнего, стоит упомянуть о консолидации аграрных активов в единый холдинг "Агрорезерв", а нефтехранилищ - в холдинг "Нефтерезерв".

Обе инициативы сейчас проводим при поддержке аудиторов из международной Baker Tilly International. После анализа аудиторов планируем формировать холдинги по образу и подобию корпоративных европейских структур под управлением двухуровневых независимых набсоветов. Реакция коррупционеров на объединение в холдинги, примерно такая же, как у вампиров на чеснок. Недовольны страшно, а укусить не могут.

Пока дописывал колонку для РБК, узнал, что какие-то люди, используя связи в СБУ, вчера запустили проверку госорганизаций и предприятий Госрезерва в регионах. Так что продолжение следует - вот такие новости.

Сейчас мы в немного парадоксальной ситуации. С одной стороны, на нас, как на госслужащих, не должны оказывать влияние никакие политические или любые другие структуры. С другой, Госрезерв находится в прямом подчинении Министерства экономического развития и торговли. А там где подчинение, избежать влияния еще никому не удавалось. Это почти уже прописная истина.

Поэтому очень надеемся на содействие со стороны НАБУ и Нацгосслужбы. На днях встречался с главой НАБУ Артемом Сытником и передал все документы по этому делу для объективной оценки. Не для того мы целый год двигали изменения в Госрезерве, чтобы сдаваться на полпути. Только завершив начатое, стоит идти дальше.