До 30 апреля конкурсная комиссия должна предоставить на рассмотрение премьер-министра список кандидатов на должность председателя Государственной фискальной службы (ГФС). Члены комиссии выбирают из предварительно отобранных двенадцати претендентов.

В четверг, 23 апреля, кандидаты выступили перед комиссией, представив свое виденье работы ведомства. Впервые собеседование транслировали в режиме онлайн. Эксперты дали оценку кандидатам и рассказали о впечатлении от отбора участников.

Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины

- Из тех, кто имеет отношение к налогам, я знаю всех. Уже по опыту экс-главы ГФС Игоря Билоуса, который пришел в систему со стороны, я бы сегодня не делал бы таких экспериментов. Из заявленных кандидатов есть, например, финансовый директор и адвокат, скорее всего, в своей сфере деятельности они себя хорошо проявили, но запускать их в административную систему, бюрократическую и чиновничью не стоит.

Из списка отобранных претендентов я больше всего склонен доверять Оксане Продан (член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, - Ред.). Оксана Петровна в этой системе уже работала. К тому же, один человек ничего не сможет изменить, а Оксана Продан - это человек, который идет с командой. Раньше у нее команда была в Черновцах, а последние десять лет - в Киеве. Оксана всегда отличалась тем, что могла сплотить вокруг себя людей.

Но у меня вызывает беспокойство, что в итоге те, кто принимают окончательное решение, не согласятся с выводами конкурсной комиссии. К тому же то, что делается сегодня - это половинчатая реформа ГФС. Я сторонник того, что реформа должна начинаться внутри Министерства финансов. Скажем, все процессы по налогу на прибыль, который администрирует ГФС, все равно основаны на бухгалтерском учете Минфина. В итоге происходит разрыв на два ведомства. Непонятно чье мнение впереди, тех, кто устанавливает политику - Минфин, или того, кто занимается сугубо администрированием - ГФС. Все процессы должны быть сообща. Реформу нужно провести таким образом, чтобы она прошла внутри Минфина, а потом уже смотреть, кого на какую должность назначать.

Илья Несходовский, эксперт Реанимационного пакета реформ

- Уровень коррупции в ГФС сегодня наиболее высокий среди всех органов власти в стране. Проводя открытые конкурсы, можно обеспечить доверие бизнеса и населения, показав, что все-таки что-то в стране меняется. Конкурс продлили на одну неделю. И это вызвало вопросы, так как решение возникло после того, как было проведено собеседование с кандидатами. Я считаю, что этому может быть две причины. Первая - с кандидатами хотят вести дополнительные разговоры, которые, конечно, не попадут на камеру. И это не очень хорошо. Во-вторых, я бы не стал исключать, что правительство хочет найти "темную лошадку", которая пройдет собеседование и в итоге победит.

На данный момент тех кандидатур, которые прошли предварительный отбор, достаточно для того, чтобы выбрать из них достойного. Я не называю ни одной фамилии, но среди них есть люди, которые могли бы возглавить ГФС. Их выступления были ориентированы на публику. Они должны были понимать, что с одной стороны им должен поверить бизнес, с другой - важно было сказать о том, как служба будет обеспечивать поступления в госбюджет. Но преимущественно сосредоточили внимание на том, что нравится бизнесу. Конечно, мне понравилось, что многие говорили о высоком уровне коррупции, даже пытались идентифицировать причины. На мой взгляд, проблема сегодня еще в том, что существующее положение о ГФС несовершенно. Сегодня мы наблюдаем только за назначением руководителя, тогда как есть еще два заместителя, которые назначаются непосредственно премьер-министром. Есть и руководители областных подразделений службы, на назначение которых также влияет правительство. Это те процедуры, которые разрывают всю вертикаль управления ГФС и делают ее главу безответственным.

Например, Игорь Билоус должен был понести ответственность за правонарушения своих заместителей, но этого не произошло, так как он своих руководителей не назначал. Уверен, что будущий глава должен нести полную ответственность за функционирование службы.

Александр Кирш, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

- Относительно прозрачности конкурса ничего сказать не могу, так как все решает Минфин, депутаты не в курсе происходящего. Но показателен тот факт, что изначально интерес к конкурсу проявило почти 70 человек, потом список сократили. Раньше и такого не было, непонятно откуда вообще бралась та или иная кандидатура.

Другой вопрос, на основании каких критериев отбирали список из двенадцати человек и почему конкурс продлили. Тем не менее, случайных людей там нет, в той или иной степени достойные все. Каждый из них специалист, в этом нет сомнений.

Виктор Чумак, народный депутат, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

- Я большой поклонник прозрачных конкурсов на занятие любых должностей. От директора детского сада до Президента. Сейчас проводится конкурс на занятие едва ли не самой коррумпированной должности в правительстве - руководителя Государственной фискальной службы Украины. И у меня есть свой фаворит - Оксана Продан. За те два с лишним года, которые я ее знаю - я бы с ней в разведку пошел.

Так вот, по инсайдерской информации там появился скрытый фаворит. Поэтому и конкурс продлили на неделю, чтобы за на Оксану чего-то нехорошего найти. Надеюсь, что она, как и я в 1989, из КПСС не выходила, и за это "неискренность" не найдут.