В письме указывается, что на протяжении последних лет наблюдается падение доходов от реализации услуг, которые предоставляются администрацией. В первую очередь, падают транзитные перевозки.

Среди причин аудиторы указывают не только сложную политическую ситуацию, но и постепенную переориентацию Российской Федерацией работы на собственные порты. Общий спад экономической активности в Украине, сложная ситуация в ключевых для "Укрзализныци" регионах - Донецкой и Луганской областях - являются дополнительным фактором сокращения доходов, указывается в письме.

В Ernst&Young отмечают, что денежный поток, который генерирует операционная деятельность "Укрзализныци", оценивается как недостаточный для финансирования капитальных вложений в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойных перевозок в долгосрочном горизонте.

"Вместе с тем, уровень текущих обязательств по уже полученным кредитам, из которых 60% составляют валютные заимствования, на фоне роста валютных курсов и уменьшения ликвидности может привести к значительным сложностям в обслуживании обязательств и риску нарушения кредитных условий (ковенант) ЕБРР", - пишет Кредисов.

В анализе, который прилагается к письму, Ernst&Young указывает на три этапа реформирования "Укрзализныци".

"Постепенность и этапность реформы выглядит логичной и отвечает международном опыту. Так, к примеру, трансформация Deutsche Bahn и РЖД выполнялась поэтапно, и заняла более 10 лет", - указывают в Ernst&Young.

На первом этапе должно быть создано единое акционерное общество ПАО "Укрзализныця". В частности, шесть существующих железных дорог и ряд отдельных предприятий будут объединены в структуру, понятную для участников рынка и инвесторов. За счет этого сократится дублирование функций управления, сокращение управленческого персонала, пройдет реформа ценообразования для исключения перекрестного субсидирования.

"Централизация активов в рамках единой государственной компании, как первый шаг трансформации, в полной мере отвечает опыту реформирования Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция), РЖД (Россия), Ferrovie dello Stato (Италия) и других", - указывает Кредисов.

На втором этапе произойдет выделение отдельных видов деятельности по направлениям: пассажирское, логистически-грузовое, инфраструктурное. В это время произойдет выделение в отдельные подразделения дальних пассажирских перевозок, сервисных компаний. Пригородные перевозки будут финансироваться совместно с органами местной власти и частными инвесторами.

"Общеупотребимым подходом на железнодорожном рынке ЕС и Российской Федерации можно считать отказ от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых", - указывают в Ernst&Young.

На третьем этапе предполагается переход к целевой модели рынка. Она предполагает отдельное функционирование грузовых перевозок и логистики, специальных сервисных услуг и пассажирских перевозок.

Напомним, реформа "Укрзализныци" должна была произойти в 2012 году. В феврале 2012 года был принят закон "Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". Согласно закону, Кабинет министров должен был на протяжении трех месяцев принять постановление о создании АО "Укрзализныця". Но по политическим и коррупционным соображениям реформа так и не была начата.

В правительство Арсения Яценюка проект постановления о превращении "Укрзализныци" в акционерное общество был подан еще в апреле 2014 года.

Ernst&Young - одна из аудиторских компаний "Большой четверки". Во всем мире в E&Y заняты 141 тыс человек, в том числе в украинских офисах - более 500 специалистов. Имеет территориальные офисы в Киеве и Донецке.

РБК-Украина