К тому времени весь мир охватил настоящий автомобильный бум. Фирмы, которые строили машины, возникали, как грибы после дождя, и это заставило семейство Пежо подумать о том, чтобы включить и эту отрасль в круг своих интересов. В 1910 г. появилась S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot («Акционерное общество по производству автомобилей и велосипедов Пежо»). Курировать строительство машин вызвался Леон Пежо. На заводе в Бюли организовали производство мотоциклов, а позже и легких колясок под маркой Leon Peugeot. Именно тогда на машинах Peugeot появилась эмблема со львом. Лев Peugeot, который к тому времени уже давно был символом высокого качества, стал торговой маркой для новых автомобилей. Дизайн эмблемы несколько раз менялся, однако и по сей день лев остается торговой маркой для всех продуктов компании Peugeot.

 

Bebe Peugeot

 

В те годы Пежо задумался над созданием простого автомобиля, который был бы доступным не только богатым. И такая машина была разработана. Легкий двухместный «народный» экипаж, который появился в 1913 г., назвали «Малышка Пежо» (Bebe Peugeot). Постоянно совершенствуясь, машина с мотором, имеющим 1 цилиндр объемом 652 куб. см, продержалась в продаже 10 лет, после чего на рынке появилась модель нового поколения с тем же названием. Bebe получила всеобщее признание как на родине, так и за ее пределами. С 1913 по 1916 годы было выпущено и продано 3000 таких машин. Кстати, разработал ее Эторе Бугатти. Тот самый Бугатти, который создавал сверхмощные и быстрые машины, презирал опасность и считал мощный мотор важнее хороших тормозов. Он любил повторять: «Я создаю свои машины для того, чтобы они ездили, а не тормозили».

 

1907 год ознаменовался появлением первого легкого мотоциклетного двигателя мощностью 1.75 л.с. В этом же году началось строительство нового завода в Пон-де-Руад (Дубс). В 1908 г. совместный производственный объем компаний Automobiles Peugeot и «Сыновей Пежо» достигает 2220 штук в год.

 

Но не было забыто и другое направление в деятельности компании — гоночные и рекордные автомобили. В это же время Peugeot изначально становится лидером спортивных состязаний. В 1908 г. малолитражные автомобили «Лион Пежо» одерживают несколько важных конкурентных побед, особенно с Targa Florio и Guippone. В 1909 г. малолитражные автомобили «Лион Пежо», управляемые командой Peugeot, завоевывают приз в категории малолитражных машин в Targa Florio, а также Кубок малолитражных автомобилей, организованный Автосалоном. Модель Peugeot Goux 1913 года развил скорость 187 км/ч, абсолютный рекорд тех лет. На Гран-при ACF, проведенном в июле 1912 г. в Дьеппе, Було одерживает победу на Peugeot L76. Это был первый автомобиль в мире с двигателем с распределительным валом и четырьмя клапанами на каждом цилиндре.

 

В том же году в Сошо открывается производство на заводе. Компания первой во Франции внедряет в эти годы конвейерную сборку, приобретая права на этот метод у инженера Э. Тейлора. В 1913 г. Peugeot производит половину всех автомобилей, выпускаемых во Франции.

 

В мае 1913 г. Жюль Гу выигрывает на Peugeot гонку Индианаполис 500. Эта историческая победа в классической американской гонке дает начало легенде, знаменитому 4-цилиндровому двигателю Оффенхаузер, позаимствованному от 4-цилиндрового двигателя со сдвоенным распределительным валом и четырьмя клапанами на каждом цилиндре, который был установлен на Peugeot-победителях. Карьера этого автомобиля на Индианаполис 500 продолжалась в течение 60(!) лет. Тот же Жюль Гу устанавливает рекорд скорости — 106,598 миль/ч. В июле Буало выигрывает Гран-при в Амьене на Peugeot L56. С 1911 по 1913 г. производство возрастает в три раза. Peugeot производит 9338 автомобилей в год — 50% от валового продукта Франции и 20% от всего французского рынка.

 

В 1914 г. на Societe anonyme des automobiles et cycles Peugeout заняты 2500 рабочих, производство составляет 10,000 автомобилей и 80,000 мотоциклов в год на заводах в Одинкуре, Больо, Лилле и Валентиньи.

 

Непрерывный и закономерный рост компании прервала первая мировая война. Она заставила переориентировать основные мощности на выпуск военной техники. Предприятия компании поставили для военных нужд 1000 мотоциклов, 63000 велосипедов, 3000 автомобилей, 6000 грузовиков, 1400 двигателей для танков, 10000 двигателей для самолетов и 6 млн бомб и снарядов.

 

А в 1915 г. компания понесла тяжкую утрату — умер Арман Пежо. После смерти его дело было продолжено другими членами семьи. В эти годы происходит слияние 2-х компаний — «Автомобили Пежо» и «Сыновья Пежо».

 

Peugeot Quadrilette

 

Послевоенное время принесло в Европу невиданный доселе экономический спад. Основной массе населения было не по карману покупать автомобили. Выходом из этого положения для Peugeot стала выпущенная в декабре 1919 г. модель Quadrilette (Type 161), которая была еще проще и дешевле, чем Bebe. Это экономичный малолитражный автомобиль, созданный на базе довоенного Bebe, двухместный, с трехступенчатой коробкой передач, с мощностью мотора в 4 л.с., развивающий скорость 60 км/ч. В течение нескольких лет эта чрезвычайно популярная машина оставалась самым экономичным двухместным автомобилем в мире. Для более взыскательных покупателей производились мощные седаны.

 

Peugeot постоянно развивается, исследует новые возможности — в 1920 г. начинается производство модели Type 156, оснащенной бесклапанным двигателем. Эта машина устанавливает многочисленные рекорды скорости. В 1923 г. на всех моделях Peugeot устанавливаются тормоза на все четыре колеса — стандартная или опциональная комплектация. В 1925 г. Андре Буало становится победителем в Targa Florio на бесклапанной модели Peugeot. В том же году с конвейеров заводов Peugeot сходит 100000 автомобиль, и в течение года выпущено 20,000 автомобилей. В 1926 г. компания Societe anonyme des automobiles et cycles Peugeout разделена на две независимые компании «Автомобили Пежо» и «Мотоциклы Пежо». В октябре на Парижском автосалоне представлен кузов Lumineuse для Type 177 М. Это — предшественник знаменитого кузова с плоской крышей, неоспоримыми специалистами по производству которой Peugeot будет считаться в течение многих лет.

 

Peugeot 201

 

Peugeot 301

 

Peugeot 401

 

В 1929 г. на Парижском автомобильном салоне Peugeot представляет модель 201 — первый массовый автомобиль с независимой передней подвеской. Именно в это время происходит полная замена модельного ряда компании и зарождается та система названия моделей, к которой мы уже все привыкли: вначале цифра, указывающая на класс машины, затем неизменный ноль, а потом номер поколения модели. Так появились модели 201, 301, 401. Кстати, все числа от 101 до 909 депонированы как торговые марки.

 

Компании удалось сохранить свои позиции на рынке даже в годы Великой депрессии благодаря производству усовершенствованных небольших автомобилей, доступных широкому кругу покупателей. В 1935 г. на Парижском автомобильном салоне представлен седан Peugeot 402, который стал попыткой сохранить рынок машин среднего класса. Эта дата отмечена экспертами как поворотный момент в истории марки Peugeot, когда, в обгон конкурентов фирма представила аэродинамический кузов как стандарт. Модель 402, которую во Франции принято называть Sochaux streamline — это знаменитый модельный ряд «ракет из Сошо», характеризуемый обтекаемыми формами и радиаторной решеткой в форме щита для защиты фар. Она имела элегантный обтекаемый кузов и отличалась рядом оригинальных решений. К примеру, ее фары были установлены за решеткой радиатора. Эта серия включает в себя широкий ассортимент продукции: от роскошного автомобиля до купе и легендарного кабриолета с первой электрической системой подъема тента. Завод, выпускающий Sochaux, достигает уровня производительности в 50 тысяч машин в год.

 

Peugeot 202

 

Peugeot 302

 

Peugeot 402

 

Peugeot 402 Eclipse 1937 года

 

Модель стала очень популярной, и было решено создать еще и более дешевые модели в том же стиле. В 1936 г. после модели 402 Peugeot начинает производство 302-й, которая является новым словом в автомобилестроении. Эта машина, представленная только в двух версиях, знаменует собой конец эпохи роскошных автомобилей, сделанных на заказ. Теперь автомобиль действительно становится продуктом потребления. В феврале 1938 г. Peugeot выпускает новую модель экономичного класса. 202-я — уменьшенная версия 302-й. Годовой объем производства в этом году составляет 50000 шт., т.е. четверть национального продукта. В Сошо уже работает штат из 1300 человек. В июне того же года — модель 402 побеждает в 24-часовой гонке Ла-Манш автомобилей класса 1500-2000 см3.

 

Тем временем мир охватила очередная военная лихорадка. В 40-е годы немецкие войска оккупировали территорию, на которой находились заводы Peugeot. В итоге управление перешло под контроль Volkswagen, и немцы пытались наладить там производство собственных машин под маркой VLV. Но французские патриоты любыми путями затягивали темпы работ, и оккупантам не удалось поднять производительность выше чем на 10% от довоенного уровня.

 

Продолжение следует

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA