Система базирования будет создана для отражения существующих и потенциальных угроз безопасности России еще "на дальних подступах". 


"Сейчас трудно сказать, сколько времени нам понадобится для создания пунктов базирования нашего флота в этих странах, но то, что через несколько лет это будет сделано, несомненно. Иначе решить задачу регулярного присутствия нашего ВМФ в удаленных морских районах для защиты национальных интересов России будет невозможно и с экономической, и с военно-технической точки зрения", - цитирует NEWSru.com представителя Главного штаба. 


Он пояснил, что пункт базирования на острове Сокотра нужен, в частности, для обеспечения безопасности плавания российских гражданских судов боевыми кораблями в Аравийском море и Аденском заливе, аналогичные объекты в Тартусе и Триполи - для контроля и оперативного реагирования на обстановку во взрывоопасном регионе Ближнего и Среднего Востока. 


Высокопоставленный представитель ВМФ подчеркнул, что морские глубины в бухтах и портах, где будут находиться пункты базирования, принципиального значения не имеют. 


"Никакие дноуглубительные работы ни в Тартусе, ни в других местах мы и раньше не проводили, и теперь проводить не будем. Имеющиеся там глубины достаточны для захода туда кораблей и судов с малой осадкой. Крупные корабли типа крейсера могут стоять и на рейде того или иного порта, - отметил он. 


Однако, по его словам, придется отремонтировать, модернизировать или построить заново причалы, а также создать развитую береговую инфраструктуру с необходимыми объектами, обеспечивающими ремонт, пополнение запасов продовольствия, воды, топлива, боеприпасов, отдых экипажей. 


Ранее спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов в ходе визита в Йемен в октябре прошлого года после встречи с его президентом Али Абдаллой Салехом заявил о возможности использования в будущем боевыми кораблями ВМФ России портов Йемена и восстановления пункта базирования ВМФ на острове Сокотра. 


"Здесь нужно идти постепенно, с учетом новых векторов во внешней и оборонной политике России, увеличения интенсивности морских походов российского ВМФ. Я думаю, что возможно рассмотрение вопросов использования портов Йемена российскими боевыми кораблями", - сказал спикер. 


В российской делегации тогда были несколько более "разговорчивыми": там сообщили, что во время беседы с Мироновым президент Йемена прямо предложил России иметь пункт базирования ВМФ на Сокотре. 


Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын 12 января, в свою очередь, заявил, что Генштаб полностью поддерживает позицию командования ВМФ о необходимости создания пунктов базирования российских кораблей за рубежом. 


По его словам, пока о географии пунктов базирования говорить рано, ведутся соответствующие переговоры с правительствами иностранных государств. "Никто не может спрогнозировать, когда эта проблема будет решена. Это предполагает длительное базирование кораблей для наведения порядка. Какое-то государство нас может приютить временно, но это частная задача. Нам же здесь нужны постоянные условия базирования, а это очень затратно. Тут нужно очень тщательно все просчитывать", - заявил замначальника Генштаба. 


Он заметил, что Россия не случайно ушла из вьетнамского порта Камрань в начале 2000-х годов. "Мы научились считать деньги, - отметил военачальник. - Но сейчас такая работа ведется. Эта проблема требует приоритетного решения. Мы четко понимаем, что у флота наиболее обременительная инфраструктура с точки зрения системы базирования - и по стоимости, и по объему, и по срокам. Поэтому главкомом ВМФ этот вопрос абсолютно правильно поставлен, поскольку этот вопрос вне компетенции флота. Флот получает задачи и докладывает руководству те проблемы, которые мешают выполнить эти задачи", - заявил Ноговицын. 


По условиям соглашения, заключенного между Москвой и Ханоем в 1981 году (срок его действия был продлен до 2004 года), флот получил в аренду два мощных причала для кораблей и подлодок, около тридцати береговых складских помещений с полной инфраструктурой жизнеобеспечения и взлетно-посадочную полосу для любых типов самолетов. Камрань играла ключевую роль в планах российского ВМФ, поскольку только она обеспечивала возможность присутствия российских боевых кораблей в Индийском океане и зоне Персидского залива. Ежегодная арендная плата составляла 300 миллионов долларов. 


Что касается йеменского острова Сокотра, то он стал постоянным местом базирования 8-й (Индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР в 1971 году в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном. Тогда эскадра в составе группы подводных лодок и надводных кораблей под руководством контр-адмирала Круглякова была направлена в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива. 


Пункт материально-технического обеспечения в Тартусе на сегодняшний день - единственная опорная точка ВМФ России в Средиземноморье. Он создавался в 1980-х годах для ремонта и снабжения кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР. Пункт состоит из трех плавпричалов, плавмастерской, хранилищ и различных хозяйственных объектов. 


Однако глубины в бухте не позволяют швартоваться у причалов крупнотоннажным судам. В 2008 году экипаж вспомогательного судна КИЛ-158 Черноморского флота производил в бухте Тартуса работы по восстановлению одного из плавпричалов. 


Стоит отметить, раньше сообщалось, что связи с угрозами Украины лишить Черноморский флот РФ базы в Севастополе российские моряки осваивают новый стратегический плацдарм в сирийском порту Тартус на Средиземном море. Местную гавань чистят драгами и модернизируют, дабы создать там постоянную базу российских ВМС. 


Тогда ж Игорь Беляев, поверенный в делах России в Дамаске, недавно сообщил журналистам, что его страна расширит свое присутствие в Средиземноморье и что "российские суда будут чаще заходить в Сирию и другие дружественные порты". Это заявление прозвучало после встречи Медведева с президентом Сирии Башаром Асадом в Сочи непосредственно после агрессии России в Грузии. Асад поддержал признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. 


Военное сотрудничество между Москвой и Дамаском, по-видимому, вновь активизировалось в свете угроз Украины изгнать российский Черноморский флот с базы в Севастополе, которая дает российским ВМС единственный выход в Средиземное море. 


Напомним, в соответствии с соглашением между двумя странами, подписанном 28 мая 1997 года, ЧФ РФ базируется на территории Украины до 2017 года. Предусматривалось, что это соглашение можно будет автоматически продлевать на последующие пятилетние периоды, если одна из сторон письменно не уведомит партнёра об обратном не позднее, чем за один год до истечения срока действия документа. 


Власть Украины в последнее время принимает меры, в частности законодательного характера, о неуклонном выведении ЧФ в мае 2017 года. 


Так, соответствующий законопроект поручил разработать правительству президент Виктор Ющенко. Находясь в конце мая с визитом в Канаде, он подтвердил свою позицию, выразив убеждение, что к моменту вступления страны в НАТО Севастополь перестанет быть местом базирования российского Черноморского флота. 


Российская сторона, в свою очередь, хочет сохранить своё присутствие в Севастополе и после 2017 года, "поскольку Черноморский флот там стоит уже 225 лет". В МИД РФ заявили, что указ Ющенко о ЧФ не будет способствовать укреплению атмосферы доверия между Москвой и Киевом и может негативно отразиться на переговорном процессе по Черноморскому флоту. 


Отметим также, что Россия строит для своего флота новую базу в Новороссийске, которая, как ожидается, будет готова к 2010 году. Однако российские власти пока не собираются переводить туда штаб Черноморского флота и надеются на пролонгацию соглашения с Киевом. Они готовы даже пойти на повышение арендной платы. 



NEWSru.ua