Еще более 300 ранено, свыше 700 бунтовщиков арестовано. В столицу стянуты танки, в стране на четыре дня введено чрезвычайное положение. Москва, заинтересованная в доступе к монгольским медным и угольным месторождениям, поддержала жесткие действия властей.

 

В воскресенье в Монголии прошли парламентские выборы, а на следующий день руководство правящей Монгольской народно-революционной партии (МНРП) заявило о своей победе. По данным МНРП, партия получила 50 из 76 мест в верховном хурале, тогда как ведущая оппозиционная Демократическая партия Монголии (ДПМ) провела в парламент всего 25 депутатов. Между тем за два дня до выборов результаты всех соцопросов показывали, что обе партии имеют одинаковое число сторонников. Во вторник лидер ДПМ и экс-премьер Монголии Цахиагийн Элбэгдорж обвинил правящую партию в фальсификациях, после чего около 1,5 тысячи сторонников оппозиции захватили и подожгли штаб-квартиру МНРП.

 

Основные события в Улан-Баторе развернулись в ночь на среду. Вместе со штаб-квартирой МНРП пал и находившийся в том же здании магазин беспошлинной торговли - там оппозиционеры, по свидетельствам очевидцев, обнаружили большие запасы виски и других крепких напитков. Воодушевленная успехом оппозиция, тесня полицейских, бросились на штурм правительственных зданий. Помимо активистов ДПМ в погромах приняли участие сторонники 300 независимых кандидатов и представителей малых партий, которые не попали в парламент.

 

Беспорядки застали власти врасплох. Например, глава минобороны Жамъяандорж Батхуяг был в Иркутске. Лишь к вечеру был сформирован оперативный штаб по подавлению восстания, в который вошли секретарь совбеза, глава МИДа, начальники главного полицейского управления и генерального штаба монгольской армии. На подавление восставших было брошено по меньшей мере 2 тысячи военных, а ночью в Улан-Батор были введены дополнительные подразделения внутренних войск и бронетехника. По сообщениям официального Монгольского национального телевидения (МНТ), солдаты ограничились лишь "предупредительными выстрелами в воздух". Впрочем, к утру вчерашнего дня власти сообщили о пятерых погибших, двое из которых были застрелены.

 

Около полуночи с обращением к нации выступил президент Монголии Намбарын Энхбаяр, объявивший о введении в стране чрезвычайного положения - первого в новейшей истории Монголии. На четыре дня в стране вводится комендантский час, а также прекращается вещание всех СМИ, кроме МНТ и государственного информагентства "Монцамэ". К утру власти взяли ситуацию в Улан-Баторе под полный контроль. На улицах города появились танки и бронетранспортеры, а все правительственные здания были взяты под охрану автоматчиков. Количество раненых, по данным властей, превысило 300 человек (из них 100 - полицейские), 60 из которых находятся в тяжелом состоянии. По данным полиции, арестованы были 720 человек.

 

Вчера днем монгольское правительство собралось на экстренное заседание, на котором кабинет во главе с лидером МНРП премьером Санжийном Баяром обсуждал сложившуюся ситуацию. Ближе к вечеру прошло внеочередное заседание парламента, на котором депутаты от ДПМ пытались оспорить законность введения чрезвычайного положения. Власти настроены весьма решительно. Вчера президент Энхбаяр пообещал рассмотреть вопрос о проведении повторных выборов, однако эти выборы планируется провести лишь в двух-трех из 26 избирательных округов, а значит, результаты выборов останутся неизменными.

 

Российское руководство живо отреагировало на события в Монголии. Так, МИД РФ встал на сторону МНРП. "По мнению российских и иностранных наблюдателей, выборы в Монголии проведены в соответствии с законом и демократическими принципами, организованно и без серьезных нарушений. Считаем обоснованным введение властями Монголии чрезвычайного положения в Улан-Баторе", - заявили на Смоленской площади, одновременно осудив "экстремистские противоправные действия" оппозиции. А глава комитета Совета федерации по международным делам Михаил Маргелов назвал эти события неудачной попыткой "оранжевой революции". "Демократическая партия Монголии, устроившая в столице страны массовые беспорядки, действует по давно уже отработанному на границах России сценарию "цветных революций", когда несогласие с результатами выборов оборачивается свержением законных властей", - заявил сенатор.

 

Озабоченность российских властей вполне понятна. Москва заинтересована в сохранении у власти в Монголии именно МНРП во главе с Санжийном Баяром, не возражающим против допуска российских инвесторов к стратегическим месторождениям меди, золота и угля. Кроме того, российский капитал надеется поучаствовать в начинающейся в Монголии приватизации промышленных объектов, которой будет управлять новый кабинет. Удачная "цветная революция" могла бы нарушить эти планы, но теперь инвесторам из России не о чем волноваться, разве что о китайских конкурентах. 

Коммерсант