Главными претензиями главы государства были недостаточное финансирование вооруженных сил в проекте госбюджета на 2009 год и срыв программы по переводу армии на контракт.
В указе Виктора Ющенко внимание акцентируется также на недостаточном уровне боеспособности вооруженных сил Украины (ВСУ), оснащения новейшим вооружением и военной техникой, "что связано с финансированием, которое является самым низким среди европейских государств".
Финансирование армии – наиболее проблемный вопрос в отношениях Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и министра обороны Юрия Еханурова. Так, в госбюджете-2008 на нужды армии правительство предусмотрело 10 миллиардов гривен, притом, что Ющенко требовал выделить на финансирование ВСУ 22,3 миллиарда гривен. Максимум, чего президенту удалось добиться от главы правительства,– увеличение финансирования армии в 2008 году на 2,1 миллиарда гривен. Позже Ехануров сообщил, что в связи с недостаточным количеством средств Генштаб резко снизил показатели боевой подготовки вооруженных сил. В этом же году, согласно принятому Верховной радой бюджету на 2009 год, на ВСУ будет выделено 17,3 миллиарда гривен, что тоже меньше суммы, предлагаемой президентом.
Между тем основным пунктом документа является фактический отказ от перевода армии на контрактную основу в ближайшие пять лет. "Совет национальной безопасности и обороны Украины предлагает президенту поддержать предложения Министерства обороны Украины о временном прекращении сокращения численности вооруженных сил Украины и переходе на комплектование войск (сил) военнослужащими исключительно по контракту, оставив комплектование вооруженных сил Украины, как по контракту, так и по призыву",– говорится в указе.
В соответствии с документом численность вооруженных сил Украины до 2011 года будет составлять 162 тысячи военнослужащих и 50 тысяч работников по обеспечению функционирования ВСУ. Глава государства требует также внести изменения в госпрограмму развития ВСУ на 2006-2011 годы относительно численности армии до 2011 года. Кроме того, в соответствии с документом Министерство обороны должно подать предложения о продлении до 2015 года срока перехода на комплектование вооруженных сил Украины исключительно военнослужащими, которые проходят воинскую службу по контракту.
Отказ от перевода армии на контрактную основу нельзя назвать неожиданным. Еще в начале декабря минувшего года министр обороны Юрий Ехануров заявил, что "государственная программа реформирования и развития ВСУ с точки зрения финансирования провалена, поэтому в нее необходимо вносить коррективы", и подчеркнул, что годовой план перехода на контрактную армию профинансирован только на четверть, "поэтому в него тоже следует вносить изменения".
Глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко сообщил, что парламент обязательно будет обсуждать этот указ во время рассмотрения законопроекта о численности вооруженных сил в текущем году. "Я с интересом прочел в указе президента то, что Кабмин среди прочего обязан подготовить изменения в закон о численности армии даже в 2008 году! – сказал Гриценко, добавив, что "в народе это называется "в свинячий голос".– Все это говорит о том, что Совбез у нас так и не научился работать эффективно, раз принимает подобные решения в конце 2008 года".
При этом Анатолий Гриценко считает, что за фактическое сворачивание планов по переходу на контрактную армию несет ответственность не правительство, а непосредственно глава государства: "Виктор Ющенко фактически подвел жирную черту под своим же обещанием полностью перевести армию на контракт к 2010 году".
Менее категоричны эксперты, объясняющие указ президента не только внутренними, но и внешними причинами. "Появление подобного документа свидетельствует о принятии решения синхронизировать переход к профессиональной армии со вступлением в НАТО",– считает заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь. Он отмечает также, что, поскольку процесс вступления в альянс на сегодняшний момент заблокирован, пришлось отказаться и от интенсификации перехода на контрактную армию.
"Государству, которое состоит в каком-то коллективном договоре безопасности, например в НАТО, необходима малочисленная, компактная, профессиональная армия, которая сможет оперативно решать тактические задачи,– уверен он.– В нашем же случае – все наоборот".