По итогам внешнего тестирования 2008 года можно писать десятки диссертаций – высокий интерес к тестированию со стороны абитуриентов, высокий процент явки, высокий общий результат в итоге. Отечественное среднее образование далеко от идеала, однако давно преодолело состояние кризиса и депрессии. Таковы выводы Министерства образования по результатам независимого внешнего тестирования по украинскому языку и литературе, математике и истории Украины.

 

Общий процент явки на тестирование составил 82% от количества заявок, средний балл по тестам – 150. Такой средней оценкой отличились 51% участников тестирования по всем трем предметам. Однако, если учесть, что 123 – непроходной балл, а 200 – наивысший, то 150 как раз и является средним баллом, который условно можно сопоставить с оценкой «3» или «удовлетворительно» по еще недавно функционировавшей системе оценивания. Другими словами, подавляющее большинство выпускников написали тесты на «3». Хотя, в контексте недавно внедренной более дифференцированной системы оценивания, такая интерпретация результатов будет довольно грубой. 


 На «отлично» (200 баллов) тесты по украинскому языку и литературе написали 220 участников тестирования, по математике – также более 200, по истории Украины – порядка 180. «Сверхотличников» в этом году оказалось всего 19, это те участники тестирования, которые на наивысший балл сдали тесты сразу по двум предметам. Более всего вундеркиндов – в Черновицкой области – 3 и в Киеве – 6. Ряд регионов, в том числе Киевская область, Черниговская, Луганская, АР Крым, Львовская, Херсонская, Черкасская, Ровненская и Одесская «получили» по одному «круглому» отличнику. По словам заместителя министра науки и образования Павла Полянского, интересно то, что большинство рекордсменов по наивысшим баллам умудрились отличиться в предметах разного направления, например, в математике и языке (литературе), или в математике и истории.
 

Сертификаты по итогам внешнего тестирования Центр оценивания качества образования обещает начать печатать уже в среду, а в районы первые партии сертификатов будут доставлены уже к концу недели. При этом замминистра П. Полянский подчеркнул, что выпускники не обязаны открывать «тайну» своих результатов по требованию учителя или администрации школы, поскольку эта информация конфиденциальна, а единственным ее распорядителем, кроме профильного ведомства, является сам участник тестирования.
 

Многих критиков системы внешнего оценивания настораживает факт полной конфиденциальности процесса тестирования и оценивания. Якобы, именно в условиях этой конфиденциальности и недоступности информации, а также невозможности контроля со стороны общественности кроется главный замысел образовательной «перетрубации». Мол, под покровом тайны заинтересованные лица, а таковыми считаются инициаторы коренных изменений в системе оценивания знаний, вершат свои коварные дела, в то же время обнародуются данные, не соответствующие действительности. В принципе, доказать справедливость таких утверждений в существующей ситуации невозможно как раз из-за полной конфиденциальности.


 

Однако можно также предположить, что противников внедряемой системы недоступность информации раздражает как раз из-за невозможности повлиять на процесс оценивания. Ведь, если верить на слово представителям министерства и Центра оценивания, внешнее тестирование и подведение итогов были осуществлены самым объективным из всех существующих способов. А где есть объективность, исчезает необходимость подкупа. Это, в свою очередь, значит, что множество участников оценивания останутся без солидного куска хлеба. 

Маричка Козак