К такому выводу пришли эксперты информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине», исследовав общие условия и тенденции развития городов в мире и в Украине, регулирование и управление градостроительным процессом и пространственное развитие населенных пунктов государства.

 

Украинская модель управления градостроительным процессом состоит, как это прописано в соответствующих законах, из Генеральной схемы планирования территории Украины, схем планирования территорий областей и районов, генеральных планов городов, территорий, проектов застройки и распределения территорий планов отдельных земельных участков. Только на практике все выше перечисленные схемы являют собой не более чем громадного объема ворох бесполезно испорченной бумаги, а на практике планирование использования территорий есть не чем иным как прекрасно знакомой соотечественникам бюрократической возней, построенной, к тому же, на коррупции в особо крупных размерах.

 

В принципе, ничего нового исследователи, сделав данное заключение, для нас не открыли. Разве кто-то сомневался, что для того, чтобы «оторвать» в городе или селе лакомый кусочек земли, потребуется всего лишь внушительная сумма денег и необходимые связи во властях? Вместе с тем, свежо и довольно печально выглядит тот факт, что практически ни один город в Украине не развивается согласно хоть какому-нибудь генеральному плану застройки. Нет, такие документы, конечно же, в администрациях отечественных населенных пунктов существуют.

 

Беда вот только в том, что разрабатывались они в едва ли не в первые послевоенные годы и на сегодняшний день катастрофически устарели. Да и при раздаче земли под застройку никто ими на самом деле не пользуется. А на практике это значит, что высотки возводятся в потенциально опасных зонах, а также над принципиально важными для жизнедеятельности города канализационными магистралями, перекрывая аварийный доступ к последним. Жилые комплексы строятся там, где, по логике вещей, должен был зеленеть хотя бы один на все 10 квадратных км. площади скверик, а тоннели прокладываются перпендикулярно руслам подземных вод. Что из этого получится в будущем, несложно представить.

 

«Конфликты вокруг проектов застройки в городах Украины объясняются в первую очередь системными причинами. Отсутствие гармоничной и полноценной модели управления градостроительным процессом на территории всей Украины и в городах в частности обрекает наше государство на хаотическое и непрогнозируемое использование своей территории – ресурса ограниченного и чрезвычайно ценного. Трудно представить себе устойчивое социально-экономическое развитие в таких условиях. Рост возможен, но это не развитие – ведь не называем же мы развитием организма разрастание в нем злокачественной опухоли. Искажение архитектурного и исторического облика наших городов – это наименьшая из бед такого роста», – отметил исполнительный директор информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине» Максим Федоренко.

 

Еще один вывод исследователей – деля землю и проектируя новые застройки, заинтересованные лица и власти не только не считаются с потребностями и проблемами местных жителей, но и совершенно не учитывают интересы общин подконтрольных населенных пунктов. И что хуже всего, именно такой способ хозяйствования определило украинское законодательство, прописав обязанности общин и не дав им никаких прав. Этим, по словам Федоренко, в частности, и объясняется то, что  граждане протестуют против любого, даже законного, строительства, что наши города  становятся неудобными для проживания, что граждане начинают ощущать себя в оппозиции к самоуправлению и бизнесу, что формой взаимоотношений в строительстве в частности и в обществе в целом становится конфликт. В таких условиях перспективы общин, городов, властей, бизнеса - целой страны становятся все менее светлыми и привлекательными".

 

Маричка Козак