К такому выводу пришли специалисты Государственного комитета по контролю за качеством продуктов в результате произведенных в течении 2007 года проверок продающихся в рознице продуктов питания.   

 

34% проверенных в лабораториях Государственного комитета по контролю за качеством продуктов, приобретенных в столичных розничных сетях, содержали модифицированную сою и ее производные, измененные пшеницу и рожь, рис и другие трансгенные продукты.

 

Интересно, что 60%  ГМО-содержащих продуктов Государственного комитета по контролю за качеством продуктов оказались импортными, а 40% - отечественного производства. Другими словами, украинское продовольство также содержит ГМО, причем, по словам экспертов контролирующего комитета, доля таких продуктов на внутреннем продовольственном рынке показывает возрастающую динамику. Плохо это или хорошо?

 

Однозначного ответа на этот вопрос сегодня не существует. Польза от трансгенных культур, по крайней мере, экономическая очевидна. Известно, что растения с измененными генными характеристиками более устойчивы к погодным изменениям и к атакам вредителей, поэтому дают более высокую урожайность, чем их предшественники. Что же касается того, как на здоровье человека отразится употребление таких продуктов, наука пока не имеет однозначных выводов.

 

И все таки есть большая доля риска в том, что на отечественный продовольственный рынок с каждым годом выходит все больше и больше ГМО-содержащих продуктов. Рискуют потребители, так как их никто не удосуживается информировать их, какую продукцию они употребляют. Этого не требует, и, как прогнозирую специалисты, еще долго не будет требовать государственное законодательство. Нормативы о маркировке такой продукции в стадии разработки «зависли» уже на два года. В 2007 году так и не произошел ожидаемый законотворческий «прорыв» в этом отношении.

 

А в 2008 в связи со вступлением в ВТО в Украины придет мировой производитель сельскохозяйственной продукции, давно и успешно практикующий выращивание ГМО-культур. И если в Европе ему приходилось маркировать данный продукт, а он, в свою очередь, уже маркированный, у европейского потребителя пользуется значительно меньшим спросом, чем «чистая» продукция, то в Украине для такого производителя созданы просто «тепличные» условия для развития.

 

С одной стороны, плодородные черноземы, на которых хорошую урожайность дают любые культуры, с другой стороны ­ неграмотный и не защищенный законодательством потребитель, которому в яркой упаковке можно всучить любой товар и он вряд ли захочет или сможет разобраться в качестве приобретенного.

 

Несмотря на ограниченное использование трансгенных продовольственных культур, они по-прежнему вызывают повышенный интерес, и на рынок выходит ряд продуктов второго поколения, в основном разработанных в государственном секторе. В ряде стран на государственном уровне дано разрешение на полевые испытания трансгенного риса, баклажанов, горчицы, бананов, картофеля, батата, чечевицы, помидоров и огурцов.

 

В 2006 году фермеры в 22 странах мира высаживали трансгенные семена на площади, примерно равной 100 млн. га, что составляет около 8 процентов площади разведения сельскохозяйственных культур в мире. В развивающихся странах фермеры начали использовать трансгенные культуры с 1996 года, что в основном было вызвано распространением результатов частных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, сделанных в промышленно развитых странах. Однако их использование ограничивается определенными видами культур. Это, как правило, генетически модифицированные соевые бобы и кукуруза, рис, а также хлопок.

 

Исследования, проведенные на уровне хозяйств, указывают на повышение прибыльности при использовании выведенного с применением биотехнологий хлопка и отмечают существенные преимущества в области экологии и здравоохранения в связи с сокращением использования пестицидов для улучшения качественных и количественных показателей урожая.

 

Вместе с тем, в ряде стран, где мало внимания уделяется государственному регулированию внедрения трансгенных культур в сельскохозяственый оборот, для промышленного выращивания применяются неразрешенных трансгенных семян. Интересно, как в Украине будет регулироваться внедрение в сельское хозяйство трансгенных культур, если в нашем государстве не регулируется даже маркировка ГМО-содержащей продукции.

 

Вряд ли кто-то сможет дать гарантию, что года через 2-3 года все 90% продающегося в рознице продовольствия не будет на все 100% ГМО-содержащим. О таких возможных последствиях безответственности властей сегодня предупреждают специалисты Госкома по контролю за качеством продуктов.

 

Маричка Козак, NOVOSTI.UA