"Я каждый день проезжаю на велосипеде через железную дорогу, и там, над местом аварии, всегда стоит серая дымка, особенно заметная в солнечные дни. Уверена, что это пары фосфора поднимаются из-под земли, и меня не покидает тревога", - рассказала одна из жительниц Ожидова. Однако, на месте катастрофы от пожара не осталось и следа, на железнодорожном полотне насыпана свежая щебенка.

Напомним, 16 июля в Бусском районе Львовской области на железнодорожном перегоне Красное-Броды вблизи станции Ожидов Львовской железной дороги в результате невыясненных обстоятельств произошла авария грузового поезда. В составе поезда находилось 58 вагонов, в том числе 15 специальных цистерн по 50 тонн каждая, с желтым фосфором. В результате аварии сошло с рельсов 15 цистерн с желтым фосфором, 6 из которых загорелось.

Во время ликвидации пожара образовалось облако из продуктов горения, в зону поражения попало 14 населенных пунктов Бусского района и отдельные территории Радеховского и Бродовского районов области. Последствия аварии были ликвидированы 27 июля. По состоянию на 6 августа выводы лабораторий СЕС и Управление экологии свидетельствуют о том, что предельно допустимая концентрация вредных веществ не превышает норму. В случае, если ситуация изменится, МЧС обещает немедленно проинформировать общественность и органы государственной исполнительной власти.

Председатель Ожидовского сельсовета Александра Шах уверена, что люди, пережившие стресс, устали от зловещих слухов, и им нужен психиатр. Сегодня такая группа врачей уже работает в селе. "Вчера пришла взволнованная женщина. Сообщила, что ей позвонила знакомая из Киева и сказала: "Чего ты там сидишь? Через полгода в Ожидове все начнут умирать!" Бедняга была в отчаянии, ее насилу успокоили врачи-психиатры", - пояснила Александра Шах.

По ее словам, оснований для подобной тревоги нет. "Постоянно ведется наблюдение, Национальный университет водного хозяйства, что в Ровно, берет пробы воды и грунта, и результаты не превышают допустимой нормы. На месте аварии откачали 15 цистерн грязной воды. На сегодня запах гнилого чеснока, присущего фосфору, когда он дымится, уже не ощущается", - отметила Шах.

При этом она подтвердила, что действительно на днях снова шел фосфорный дым. "Когда на месте катастрофы по настоянию прокуратуры, которая сейчас ведет следствие, подняли куски металла, под ними оказались остатки фосфора. Вот они и начали дымить. Но то было незначительное локальное возгорание", - рассказала Шах.

Медицинские группы на месте происшествия проводят обследования здоровья жителей пострадавшей территории, и массовых заболеваний пока не обнаружено, отмечает "Комсомольская правда". "В тот день как раз приехала передвижная рентген-лаборатория, остановившаяся возле медпункта", - пишет газета.

Лаборант Николай Волошин рассказал журналистам, что за два часа была сделана флюорография 42 пострадавшим. "Собираемся поработать здесь еще пару дней, ведь в Ожидове более двух тысяч человек населения", - добавил он.

Несмотря на активность медработников, люди не верят, что их здоровью ничего не угрожает, и хотят получить убедительные гарантии безопасности. Кроме того, люди недовольны тем, что село не признали зоной экологического бедствия. "Выходит, и катастрофы никакой не было? Так, немного подымило, и все? Значит, мы не получим никакой компенсации за то, что молоко из-под коров выливали, что своим личным транспортом и за свои деньги эвакуировались, а потом жили несколько дней вдали от дома! Никто из правительственных мужей даже не сообщил нам полные результаты экспертизы", - пожаловался корреспонденту местный житель.

"Не всем сделали экспертизу воды в колодце, - добавила другая селянка. - Мне сказали, что она стоит 330 гривен, и для государства это дорого. А для меня нет? Я должна все знать и не волноваться, что моя скотина и я пьем зараженную воду"

В то же время случайно встреченные журналистом туристы из Флориды, направлявшиеся в Олесский замок, сказали, что слышали о катастрофе и пожаре. "Но мы поверили вашему президенту, что здесь все о'кей", - уточнили американцы.