"Пятая годовщина Скнилова - это ещё один плевок в наши души. Другими словами я не могу назвать то, что в день памяти погибших во время авиашоу президент едет открывать фестиваль бойков в Турку Львовской области", - такими словами встретил журналистов руководитель общественной организации "Скниловская трагедия" Стефан Козак, потерявший на аэродроме сына.

В 11:00, в часовне церкви Всех Святых Украинского Народа состоится панихида в память о погибших. Также будет освящён образ Николая Чудотворца, на котором размещены фотографии практически всех погибших. После молитвы, ровно в 12 часов 48 минут, в небо над Львовом взлетят 77 надувных шаров - как символ и память о 77 трагически погибших. На Голосеевском кладбище, где захоронены неопознанные останки, будет отслужена панихида.

Напомним, что трагедия 27 июля 2002 года случилась во время демонстрации фигуры высшего пилотажа, когда самолёт Су-27 спикировал на людей. В результате авиакатастрофы пострадало 392 человека, погибло - 77, в том числе 28 несовершеннолетних, трое детей остались сиротами, 13 - полусиротами. Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор. Среди них называют и неисправность самолёта, и непродуманность выступления, и отсутствие у пилотов лётной практики.

Кстати, ещё за год до львовских событий лётчик-испытатель Владимир Топонарь сетовал на отсутствие необходимых налёт-часов в связи с нехваткой топлива. Как потом стало известно в суде, в 2002 году он провёл в воздухе всего 19 часов. Для сравнения: лётчики французской пилотажной группы "Патруль де Франс" за год налётывают 300–350 часов. Сегодня показательные авиашоу в Украине уже не проводятся. Скнилов подтолкнул контролирующие органы к проведению масштабной проверки авиационной техники.

Выводы военной прокуратуры - плачевны, пишет газета "24". Из наличествующей авиационной техники в военных формированиях ВВС исправны только 32%, а в некоторых частях и того меньше. К выполнению боевых заданий днём и ночью в простых метеорологических условиях готовы соответственно только 23% и 5% экипажей, в сложных метеорологических условиях – 10% и 5%. Оказалось, что у 34% экипажей отсутствует необходимый налёт часов или перерыв между полётами составляет до двух и более месяцев, что не позволяет выполнять задания по назначению даже в простых метеорологических условиях.

Газета "Сегодня" встретилась со многими пострадавшими в кошмаре пять лет назад и все они в один голос пожаловались, что государство напрочь забыло о них, оставило наедине с бедой и даже не извинилось. Кроме компенсации сразу после катастрофы, никто не получил больше ни копейки помощи. "Нет никакой социальной опеки, не говоря уже о программе реабилитации. Детям не дают бесплатные оздоровительные путёвки. В некоторых учреждениях даже, бывало, упрекали, мол, зачем туда попёрлись - самолётов никогда не видели? О нас вспоминают только накануне годовщины трагедии. Чувствую себя животным во время гона, которого "хотят" только раз в году", - сказал Стефан Козак.

Так, по его словам, участок для сквера памяти, как обещали, так и не выделили. "Мы просили переименовать улицу Авиационную возле аэродрома на улицу Памяти, но чиновники нам сказали, что жители улицы не согласны. А оказалось, что там никто не живёт, лишь пару организаций находится", - отметил Козак.

Родственники погибших остались недовольны и суммой компенсации морального ущерба. Военный суд постановил выплатить семьям погибших 10 миллионов гривен. В среднем, на это составляет около 10 тысяч гривен на одного человека, которые, отмечают пострадавшие, приходится получать, преодолевая бесконечную бюрократическую волокиту.

При этом напомним, что семьям погибших граждан России и Израиля, пассажиров ТУ-154, сбитого в октябре 2001 года над Чёрным море украинской ракетой, Украина обязалась выплатить свыше 7 миллионов гривен, а министр обороны Анатолий Гриценко, пребывая в июле 2005 года в Израиле с официальным визитом, попросил прощения у еврейского народа. Ирина Солтыс, которая потеряла на Скнилове мать и брата, отмечает, что если в первый год о пострадавших ещё хоть немного вспоминали и заботились, то сейчас вообще забыли. "Привыкнуть к такому очень сложно. Даже на пятом году после аварии... Живётся - как жилось в первый год после трагедии. Может, и хуже. Даже время исчисляем только "после" того дня..." - рассказала девушка "Газете по-киевски".

Издание напоминает, что два года назад имя Ирины Солтис громко прозвучало в прессе – девушка просила у Верховного Суда помилования для одного из осуждённых лётчиков, Юрия Яцюка. "Я уверена - пилоты не виноваты в трагедии. Их сделали "стрелочниками". Посадить следовало генералов, которые отвечали за организацию авиашоу", – считает Ирина. 

Судебное решение по делу о катастрофе в Скнилове было вынесено в июне 2005 года. Главными виновными в трагедии, произошедшей, как определил суд, из-за "человеческого фактора", признали экипаж злосчастного Су-27. Приговор был вынесен по статье 416 Уголовного кодекса – "нарушение правил полётов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, приведшее к катастрофе или другим тяжёлым последствиям".

Командира экипажа Владимира Топонаря Военный суд Центрального региона Львова приговорил к 14 годам лишения свободы, пилота Юрия Егорова – к восьми. Приговоры помягче были вынесены также тем, кто непосредственно отвечал за происходящее на аэродроме в июле 2002 года. 6 лет тюрьмы получил заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полётами Анатолий Третьяков, 5 – его помощник Юрий Яцюк, 4 –начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных.

Организаторы скниловского авиа-шоу, согласно решению суда, считаются невиновными в трагедии. Начальник украинских ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников был уволен почти сразу же после катастрофы. Но на суде и он, и генералы- Александр Волошенко, Сергей Онищенко и Владимир Алексеев, - также принимавшие участие в организации авиа-шоу, фигурировали лишь в качестве свидетелей. Кстати, подавал в отставку в связи со Скниловской трагедией и тогдашний министр обороны Владимир Шкидченко. Но он лишился должности лишь спустя год, в июне 2003 года, совсем по другой причине – вследствие того, что президент Леонид Кучма определил, что реформирование Вооружённых сил Украины идёт "медленно и хаотично".

Апелляционные и кассационные инстанции, вплоть до Верховного Суда, огласившего свой вердикт в марте 2006 года, оставили в силе приговоры в части, касающейся сроков заключения (обвиняемые подавали прошения об уменьшении, пострадавшие – преимущественно об увеличении их).