По данным проведённого исследования, международные специалисты пришли к выводу, что качество в системе образования в Украине отвечает таким критериям, как "государственные затраты на образование", "продолжительность школьного обучения", "соотношение числа учеников и учителей" и "квалификация учителей". "Сравнивая расходы на образование в Украине с расходами наших соседей и развитых стран мира, стоит отметить, что у нас одно из наибольших финансирований системы образования", - утверждает пресс-служба МОН.
Так, в Украине затраты на образование доведены до 7% ВВП, тогда как в России и Великобритании этот показатель составляет около 4%, в Таджикистане - до 3%, во Франции, Германии и США - около 6%, в Швеции – 7-8%, говорится в сообщении министерства.
Отметим, что при этом, согласно данным Всемирного банка, ВВП Украины в прошлом году составил 106,111 млрд долларов. Между тем, ВВП США составил более чем 13 трлн долларов; Японии - более 4 трлн долларов; Германии, Великобритании, Франция - более 2 трлн; Италии, Канады, Испании – более 1 трлн долларов. Что же до остальных показателей, то "исследования, проведённые иностранными учёными, свидетельствуют, что увеличение длительности учёбы в школе является показателем, который влияет на экономический рост доходов государства", отмечает МОН.
Большинство европейских стран (Австрия, Швеция, Испания, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, в том числе и Украина) внедрили 12-летний срок обучения. В Великобритании, Италии, Финляндии, Польше, Румынии в школах учатся 13-14 лет. "Исследования, проведённые иностранными учёными, свидетельствуют, что увеличение длительности учёбы в школе является показателем, который влияет на экономический рост доходов государства. Так, увеличение длительности учёбы в школе на один год влияет на увеличение доходов на 10% (в бедных странах - на более чем 20%); производительность труда одного рабочего повышается на 5-15%", - сообщает МОН.
Соотношение числа учеников и учителей в Украине, по информации Министерства, составляет для начальной школы 17 учеников на 1 учителя, для основной и старшей - 11 на одного (в других странах - от 9 до 20 учеников на учителя). Из сообщения следует, что у нас существует тенденция к уменьшению количества школьников на одного учителя, и это хорошо, так как это "важный фактор улучшения качества образования".
Качество украинского образования подтверждает и "уровень квалификации учителей". Министерство отмечает, что наибольший процент педагогических работников общеобразовательных учебных заведений (32,9%) сельской местности имеют квалификацию "специалист высшей категории", 30,4% имеют звание "специалистов II категории", 23,0% учителей имеют самую низкую категорию "специалист", 13,7% имеют квалификацию "специалист ?? категории". В городских школах тоже больше всего работает учителей "высшей категории" - 38,25% и наименьшее количество учителей - "специалистов ?? категории" – 13,9%, утверждают в министерстве.
Напомним, что при таком высоком соответствии качества украинского образования европейскому, в составленном недавно рейтинге лучших университетов планеты первые 18 мест занимают американские университеты. Как сообщает pedsovet.org, на первом месте Массачусетский технологический институт. На 19 - Кембридж. Не менее знаменитый Оксфорд занимает 42 строчку. Лучший из российских вузов - МГУ им. Ломоносова - занимает 232 место. А легендарный французский вуз Сорбонна занимает 1117 позицию.
В чисто же "европейском" рейтинге лучшим вузом признан Кембридж. С небольшим отрывом от него отстаёт федеральный швейцарский Технологический институт Цюриха. Третье и четвёртое место - у английских Оксфорда и Эдинбурга. Пятым в Европе стал университет Осло. Замыкает "европейский топ-10" австрийский Университет Вены.
Министр образования и науки Станислав Николаенко убеждён, что сегодня образование не является основным коррупционным полем. Об этом он сказал в интервью "Аргументам и фактам в Украине", опубликованном в четверг, 26 июля. "Мне кажется, что кому-то просто удобно выставлять Минобразования не в лучшем свете. Вы же видите, вузы не протестуют. Почему? Потому что большинство из них не имеют к коррупции никакого отношения", - заявил Николаенко.
Он отметил, что знаком с десятками, сотнями профессоров и доцентов, "которые ходят в стоптанных ботинках и добросовестно работают на благо учебного заведения". "А мы их за это "клеймим позором" каждый день. Поэтому, когда профессуру обвиняют в коррупции - мне стыдно перед этими людьми, как будто это я что-то украл", - признался министр. Причину же взяточничества Николаенко усматривает в мировоззренческих принципах самого общества.
"По данным социологических опросов, сегодня почти 42% родителей думают не о том, как выучить ребёнка, а о том, кому дать взятку. Они считают, что это нормально. Так что в первую очередь нужно изменить менталитет людей, привыкших, что без взятки - никуда. В том числе и в вуз", - объяснил он. "Общество должно пропагандировать не взяточничество, а честную работу", - уверен глава МОН.
Его же ведомство, утверждает Николаенко, старается лишить взяточничество актуальности и действует в этом направлении "системно" и "последовательно". В первую очередь через экономические методы - за три последних года зарплата работников образования выросла почти в 2,5 раза. В конце 2007 года средняя зарплата в общеобразовательной школе составит 1 200 грн, а в высшей - 2 200 грн, обещает министр и добавляет, что в течение следующих двух лет министерство планирует удвоить эти суммы. К числу мероприятий для борьбы с коррупцией, по его словам, относятся и изменения в механизме поступления в вуз.
NEWSru