Кроме того, будут рассматриваться вопросы государственной границы в Азовском море и Керченском проливе, проблемы разграничения шельфа и экономических зон в Черном море. По словам посла по особым поручениям МИД России Валерия Кеняйкина, 5 июня на заседании подкомиссии по вопросам азово-керченского урегулирования был согласован текст проекта договора о размежевании Черного моря. "С удовлетворением отмечаем, что делегации удалось согласовать текст проекта договора о государственной границе, хотя и без указания координат", - отметил В.Кеняйкин. В связи с тем, что все договоры планируется подписывать единым пакетом, дата подписания соглашения пока неизвестна. Политологи полагают, что суть урегулирования кроется в амбициях двух стран, а не в технических моментах.
Также украинская сторона планирует обсудить вопрос разрешения въезда на территорию России народному депутату 5 созыва Петру Порошенко. Но решение по этому вопросу будет принимать исключительно российская сторона. "Украина не может повлиять на перспективы отмены статуса персоны нон-грата для П.Порошенко. Но мы надеемся, что этот вопрос будет обсуждаться во время заседания подкомиссии", - сообщил руководитель пресс-службы МИД Украины Андрей Дещица.
От сегодняшних переговоров не следует ожидать конкретных результатов, считает директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин. "Сейчас уже стало ясно, что от МИД в его нынешнем составе нельзя ожидать ничего. Судя по рассказам клерков на уровне начальников департаментов, там нет ни концепции, ни стратегии работы. Происходят только случайные встречи. Поэтому и по переговорам о шельфе не стоит ничего ждать", - заявил накануне "Экономическим известиям" Д.Выдрин.
Напомним, Россия и Украина провели более 20 раундов переговоров по разграничению акваторий Азовского и Черного морей и Керченского пролива. Ранее Киев настаивал на том, чтобы провести границу в Керченском проливе по линии, которая была между двумя республиками во времена СССР. "Использование административной границы как государственной в вопросе раздела этой части территории мы считаем наиболее полно соответствующим международным принципам и правилам", – говорил Президент Украины В.Ющенко. При этом он ссылался на то, что по такому же принципу Россия решала схожий вопрос с балтийскими соседями.
Потом В.Ющенко предложил заключить с Россией соответствующие соглашения о судоходстве, экологической безопасности и использовании пролива оборонными ведомствами, но при условии, что будет четкая делимитация по указанной линии. "Мы готовы обсудить эти вопросы с Россией и найти компромисс в обмен на признание административной границы по Керченскому проливу как линии украинско-российской границы", – заявил В.Ющенко. Украинская сторона предложила пересмотреть фундаментальные положения Договора об использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003г., относящиеся к статусу Азовского моря как исторических внутренних вод обоих государств.
Позиция российской стороны состоит в том, чтобы ни у одной из сторон не было единоличного контроля над Керченским проливом, и оба государства имели доступ к навигационному проходу. Россия отмечает, что в СССР между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались. Поэтому нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.