74-летний Ганн Енг Го умер несолько дней назад. Китаец по происхождению, он с момента появления на свет и до последнего дня был истинным буддистом и никогда не помышлял о переходе в ислам. Семья намеревалась похоронить его по буддистскому обряду, однако на кладбище во время похорон появилась полиция и забрала тело.

 

Оказалось, что за этим делом стоит Абд ар Рахман, старший сын покойного, который уже несколько лет исповедует ислам. Он сообщил полиции, что отец перед смертью якобы принял ислам. Жена и остальные шестеро детей согласованно твердят, что это ложь. "Даже если бы он хотел, то не мог бы перейти в ислам, потому что задолго до смерти уже не мог разговаривать, - объясняет ситуацию второй сын покойного Ганн Хок Син. - А принятие ислама обязательно происходит через произнесение мусульманских молитв".

 

Дело попало в мусульманский суд штата Негери Сембилан, который решил, что покойный был сторонником ислама. В тот же день он был похоронен по мусульманскому обряду на мусульманском кладбище, головой в направлении Мекки. На процессе показания давал только Абд ар Рахман, поскольку на остальных членов семьи-не мусульман не распространялась юрисдикция суда. Не помогла и апелляция в местный гражданский суд, который отказался рассматривать дело в отношении мусульманина.

 

Таких дел в Малайзии становится все больше. Самое громкое дело имело место в декабре 2005 года. Вдова Моортима Маниама, известного альпиниста и покорителя Эвереста, проиграла борьбу за право захоронения мужа, который всю жизнь исповедовал индуизм. Не помогли и доказательства того, что даже перед смертью он рассказывал по телевидению о своей подготовке к участию в индуистском фестивале Дивали. Ни жена, ни семья, поскольку не являлись мусульманами, не были допущены к участию в процессе религиозного суда. Вдове было отказано даже в участии в похоронах мужа, так как по мусульманскому обряду женщины не могут принимать участия в погребальной церемонии.

 

В Малайзии ислам является официальной религией, а мусульмане составляют около 60% населения страны. Остальные - это христиане, буддисты, индуисты и сикхи. Как и в других мусульманских странах, решения, касающиеся личной жизни правоверных граждан, принимают религиозные суды на основании законов шариата. Представители же других конфессий подлежат гражданским судам. Статья 121 Конституции Малайзии устанавливает, что гражданские суды не могут влиять на решения шариатских судов.

Анатолий Пилипенко