Такой финансовой грамотности потребителей учит глава гражданской инициативы «За прозрачность финансовых рынков» Тарас Загородний.


По словам специалиста, устоявшаяся отечественная банковская система, особенно в сфере потребительского кредитирования, выгодна для банкиров, поскольку призвана приумножить состояние их структур, и вредна для потребителей, на которых зарабатывают не только традиционным путем – на продажах кредитов, но и на обманах.

 

Чего только стоит строка договора о том, что банк оставляет за собой право пересмотра в течение кредитного периода ставки, если увидит в этом необходимость. Но это ловушка в части доступной информации.

 

Какие недоступные простому оку ловушки таит кредитное соглашение, Тарас Загородний решил выяснить в порядке эксперимента. Подался в банк «N» и попытался за 20 разрекламированных банком минут оформить потребительский кредит на недешевый мобильный телефон известного производителя.

 

Во-первых, 20 минут при оформлении переросли в несколько часов. Но и это еще не все сюрпризы. Обещанные проценты в размере 20 с лишним на практике оказались 50-процентной ставкой! Непредвиденные переплаты всплыли из таких статей, как «страхование кредита» и «банковские гарантии».

 

Уличив финструктуру в обмане, глава гражданской инициативы "За прозрачность финансовых рынков" созвал пресс-конференцию и обнародовал результаты своих наблюдений. После публичного откровения экспериментатор в лице юриста банка N нажил себе смертельного врага, который "пристегнул" клиенту-неудачнику долг в 100 тысяч гривен. И теперь из Загороднего "выбивают" нарисованный долг через суд.


Того, кто без лишних вопросов, оформит кредит и настроится постепенно месяц за месяцем выплатить банку долг, поджидает еще масса сюрпризов. Самый интересный и ходовой - неожиданное повышение ставки. Банк может пересмотреть договор и в одностороннем порядке изменить его условия, а клиент об этом узнает лишь к концу погашения, увидев, что сумма на кредитном счету не уменьшается.

 

А может и не узнать, доверившись своим подсчетам и будучи уверенным, что больше ничего банку не должен. Тогда на оставшуюся сумму начнет расти пеня, а выбивать ее из клиента банк перепоручит "коллектору" - специалисту по "проблемным" клиентам . По словам Загороднего, многим заемщикам общение с коллекторами стоило нервных срывов и депрессий, а некоторым – и визита к травматологу.


При этом глава гражданской инициативы «За прозрачность финансовых рынков» говорит, что не имеет ничего против банков и даже за их цивилизованное развитие. Однако, реалии пока таковы: руководство отечественных банков, вкусив запретного плода обмана, на прозрачность в отношениях с потребителем идти пока не собирается...    

Маричка Козак, NOVOSTI.UA