Так как в Украине выборы и даже избирательные эпопеи стали доброй традицией, психика украинцев посылает весьма красноречивые сигналы бедствия. Бесконечные манипуляции, листовки, слоганы, пытающиеся убедить в противоположных истинах, сбивают разум с привычного ритма. Дают свое серия почти одинаковых творений из серии «обвини оппонента» и последующая перемена политической ориентации. Человек хочет стабильности – вместо этого ему предоставляют активный и постоянный политический хаос. Кроме того, во время кампаний украинцев все больше убеждают, что сейчас жить отвратительно и фактически программируют психику на такие понятия как «бедность», «кризис», «низкий уровень». Как доказали психологи, излишек подобных фраз формирует не только политическую, но и социальную, эмоциональную апатию.
Предвыборный процесс в Украине регламентируется весьма слабо. И даже СМИ обращают внимание на суть скандалов, но никак не на их влияние на здоровье нации.
К примеру, в странах Западной Европы дело обстоит немного иначе. Механизм влияния на избирателей тщательно анализируется - а технологии становятся общим достоянием. Так, еще в начале 2000-х социал-демократической партии Германии пришлось из-за публикации во Frankfurter Rundschau пришлось пересматривать всю кампанию – журналисты обвинили партию в недобросовестном плагиате с рекламы… молочных продуктов.
По мнению экспертов, у украинцев уровень политизации один из самых высоких в мире. Имена политиков и особенности скандалов знают даже дети до 10 лет. Как показал последний эксперимент, проведенный в одной из столичных школ, на вопрос: «в какой стране вы хотели бы жить?», большинство учеников 5-6 классов написали детальный анализ политических реалий. А это уже повод переживать за здоровье не только нынешнего, но и будущего избирателя.

Ольга Черныш