Редко какой украинский нелегал найдет работу по своей основной профессии. Чаще всего нашим гражданам приходится выполнять неквалифицированные работы в сфере сервиса, промышленности и АПК. Например, в Канаде украинскому мигранту с дипломом инженера охотно предложат место рабочего-электрика или машиниста.

Там лучше, где мы есть
К сожалению, статистику по украинским нелегалам никто не ведет, поскольку они не склонны откровенничать о своей работе. Неизвестно даже, в какой стране мира «нашого цв?ту» больше всего. Можно говорить только о приблизительных цифрах и некоторых обобщениях. Итак, Россия – один из лидеров в мире по количеству работающих там украинцев. Больше всего едут работать на стройках жители Донбасса. Есть, однако, украинцы и в полиграфии, и на транспорте, и даже в шоу-бизнесе.

Вербовщики, рекламируя преимущества работы в России, играют на устаревших стереотипах «единого государства» и «братского народа». В реальности же украинские нелегалы в чужой стране оказываются без паспортов, а боязнь депортации удерживает их от обращения в милицию. Кроме того, украинских «заробитчан» при отъезде из «братской страны» на родину обычно грабят…

В отличие от России, Польша только недавно открыла свой рынок труда для граждан Украины, и теперь они могут в течение трех месяцев работать там на сезонных сельхозработах без специального разрешения. Польша пошла на такой шаг, несмотря на то, что уровень безработицы в стране наибольший среди стран Евросоюза – 16%. В стране не хватает собственных рабочих рук, потому что поляки, как и украинцы, уезжают на заработки в более развитые страны Евросоюза.
В Чехии, по разным подсчетам, украинцев трудится от 150 до 300 тысяч. Наши земляки берутся за любую работу: на стройках, подстригают газоны или убирают, ухаживают за детьми, работают сантехниками или электриками. Например, на строительстве наши эмигранты работают по 10 часов в день без выходных. При этом, если чешский строитель получает в среднем семь евро за час работы, то украинец не получает и двух…

По местным данным, в Португалии работает всего около 150 тысяч украинцев, из них примерно 80 тысяч – легально. Объемы средств, которые зарабатывают граждане Украины в Португалии за год, достигают 1 млрд. долларов США. Украинцы трудятся по преимуществу на стройках, а также в агросекторе.

В Италии, так же как в Великобритании и Германии, в основном, работают женщины из Западной Украины – ухаживают за детьми, стариками и больными. В последнее время здесь появляются и украинские предприниматели.

А вот в США все чаще приезжают жить и работать из Украины программисты, медики и предприниматели.

Тяжесть легальной работы
«Легально наши граждане могут устроиться на работу только в тех странах, с которыми Украина заключила договора о взаимном трудоустройстве, – рассказывает Марина Егорова, специалист Центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины. – Это Польша, Чехия, Словакия, Литва, Латвия, Россия, Молдова, Беларусь, Армения и Вьетнам. Действие таких договоров распространяется лишь на граждан, работающих на законных основаниях – на основании рабочей визы, а не туристической или гостевой, и с разрешениями на трудоустройство и на пребывание в стране. Можно работать за рубежом в составе международных или совместных проектов, по студенческому или журналистскому обмену, по линии религиозных организаций и т. д.».

Стремясь получить работу за границей, украинцы часто не подозревают о том, что во многих странах Европы легально трудоустроиться практически невозможно. К тому же они фактически лишены большинства прав и легко могут стать объектами эксплуатации.

Переброска и трудоустройство украинских нелегалов за рубежом – прибыльный бизнес для вербовщиков и другие посредников, которые забирают себе более половины заработка мигрантов. Из множества кадровых агентств в этой сфере доверять можно лишь немногим. Вот почему украинцы в целом более склонны полагаться на личные рекомендации знакомых или родственников, чем на рекламные слоганы «продавцов воздуха». Исключение составляют узкоспециальные сферы деятельности (морской или летный крюинг, работа на нефтегазопромыслах, военный найм, искусство, спорт и т. д.), где без участия уполномоченных кадровых агентств трудоустройство вообще невозможно.

Участь украинских «заробитчан» за рубежом в целом очень мало изменилась со времен написания в начале прошлого века Богданом Лепким песни «Чуєш, брате м?й…» – то же бесправие и унижения, та же безудержная эксплуатация, та же неустроенность быта, та же тоска по Родине и семье, те же болезни и смерти.

Удивительно, что при такой массовости «журавлей» и обилии возникающих у них за рубежом проблем их труд и судьба практически не урегулированы законодательно – ни в национальном правовом поле, ни массовыми межправительственными соглашениями.