– Руслан, пять лет назад ты стал чемпионом мира по шахматам по версии ФИДЕ. Что изменилось в твоей жизни после получения такого серьезного титула? На улицах узнают?

– Пять лет для меня пролетели очень незаметно. Прошло время, я потерял звание чемпиона мира. Сейчас поставил перед собой цель — снова вернуть звание сильнейшего шахматиста планеты. Что касается изменений в жизни, то она особо и не поменялась. Правда, я стал немного взрослее, поменял место жительства — переехал из Краматорска в Киев, где Александр Омельченко подарил мне квартиру. На улицах меня узнают, что не может не радовать. Приятно, что меня помнят даже после того, как я потерял титул чемпиона мира.

– Получается, сейчас ты поставил перед собой цель снова стать чемпионом. Как думаешь — получится достичь ее?

– Мне сейчас этого очень хочется, и я приложу максимум усилий, чтобы осуществить данную задачу.

– За последнее время в твоей карьере чувствуется небольшой спад. Это связано с потраченными силами на чемпионство или с тем, что ты принимаешь участие не во многих турнирах и тебе элементарно не хватает игровой практики?

– Да, небольшой спад существует. Я и сам это заметил. Скорее всего, это психологический аспект. Ведь для того чтобы стать чемпионом мира, мне приходилось серьезно и интенсивно работать. И когда титул был уже в моих руках, мне просто хотелось расслабиться и отдохнуть. Возникло желание «почивать на лаврах», и о подготовке я на какое-то время просто забывал.

– Сейчас тебе придется забыть об отдыхе, собрать волю в кулак и работать.

– Пришло время снова работать. Я молодой шахматист, у меня есть перспективы. Сейчас многим гроссмейстерам около 30 лет. Мне же только 23. Почему я снова не могу быть чемпионом мира?

– Конечно, можешь. Чего тебе и желаем! Руслан, не жалеешь о своем несыгранном матче с Гарри Каспаровым?

– Сейчас, конечно, жалко, что этот матч так и не состоялся. Все было практически готово, собирались его проводить в Ялте, я к нему серьезно готовился, но… Каспаров сейчас уже не играет, он ушел в политику. Понятное дело, что таких ответственных поединков с ним уже не проведешь, разве что показательные. Но, как говорится, что прошло, то уже не вернешь. У меня впереди новые соревнования и новые цели.

– У вас раньше с Гарри Кимовичем отношения были не очень теплые. Как вы сейчас общаетесь?

– На соревнованиях мы с ним не встречаемся по той причине, что он уже не играет. Он ушел в политику, а я далек от нее. В целом, Каспаров в истории шахмат остается великим гроссмейстером. Но времена меняются, и сейчас уже молодежь берет бразды правления в свои руки.

– Другие страны тебе предлагали сменить гражданство и выступать под их флагом?

– В свое время, когда мне было лет 13, часто возникали проблемы с участием на турнирах. Тогда всем было не до спорта и тем более не до шахмат. Для поездки на соревнования необходимо было искать спонсоров, сейчас таких проблем уже нет. Испания мне предлагала выступать за их страну. Но так сложились обстоятельства, что я не принял их приглашение. Наверное, волею судьбы, нашлись спонсоры в Украине, была оказана поддержка, и я решил никуда не переезжать.

– Не жалеешь, что остался в Украине?

– Вполне вероятно, что если бы я переехал, то и не стал бы чемпионом мира.

– Весомый аргумент. А как ты проводишь свое свободное время?

– В основном я отдыхаю со своими друзьями. Люблю путешествовать. Впереди период отпусков, хочу куда-то поехать и набраться сил. В этом году, возможно, поеду в Карпаты.