Существует ли в Украине референдум как форма непосредственного проявления власти народа? Как эксперты в области конституционного права, отвечаем - нет.

Уже больше года граждане Украины лишены права решать вопросы местного значения путем проведения местных референдумов. Власть, приняв 6 декабря 2012 г. закон о всеукраинском референдуме, отменила порядок организации и проведения местных референдумов. К сожалению, только на основании положений Конституции провести местный референдум невозможно. Таким образом, на сегодняшний день нет возможности провести любой местный референдум. Возвращаемся к лучшим «советским стандартам» в области прав человека - исключительно декларации в Конституции.

Вопрос евроинтеграции, который заставил народ выйти на улицы, является вопросом общегосударственного значения. Тогда, может быть, провести всеукраинский референдум по народной инициативе? Вот он выход. Но и здесь мы говорим - нет.

Закон «О всеукраинском референдуме», который получает первое место по количеству конституционных нарушений при его принятии, не дает возможности украинскому народу непосредственно принять решение. Граждане получают формальное право прийти проголосовать на референдуме без гарантий получить результат, который будет отражать реальное волеизъявление украинского народа.

Фактически закон устанавливает еще один механизм для принятия решений властью. Органы государственной власти могут непосредственно влиять на конечный результат национального референдума практически на всех этапах его проведения. Это может происходить из-за:- нереального без поддержки власти порядок инициирования референдума народом;- недемократического порядка создания комиссий по референдуму, которые считают голоса избирателей;- неравных возможностей для сторонников и оппонентов вопрос референдума;- отсутствия информирования и недемократического проведения агитации, что лишает граждан возможности сознательного выбора при голосовании;- возможности вынесения на референдум вопреки Конституции законопроектов (включая конституционные) без предварительного публичного обсуждения их текстов, авторы которых также могут быть неизвестны;- принятия решения на референдуме независимо от количества граждан, принявших в нем участие.

Для инициирования национального референдума по народной инициативе необходимо обеспечить выполнение целого ряда условий, большинство из которых зависит от органов власти. Прежде всего для этого необходимо собрать общее собрание в количестве не менее, чем 2 тыс. избирателей. Уже на этой, первой стадии граждане сталкиваются с реальными проблемами. Сложно даже помещение найти, которое будет вмещать более 2 тыс. человек и обеспечить там голосования. Сложно для самоорганизации граждан. Но легко для власти.

Общее собрание должно сформировать инициативную группу не менее, чем из 500 граждан. И эти 500 граждан должны лично по 40 дней собрать не менее 3 млн подписей граждан Украины в поддержку проведения референдума. Опять же, это крайне сложно для самоорганизации граждан. Но легко для власти.

Далее, общее собрание должно также утвердить вопросы и (или) текст законопроекта, выносимых на референдум . Заметим, что это может быть даже текст новой редакции Конституции. Такой проект предварительно не одобряется ни парламентом, ни специальным органом учредительной власти. Опять же, сложно разработать качественный законопроект самоорганизующийся группе граждан. Но легко для власти.

Кстати, Президент может, согласно закону, объявить всеукраинский референдум по народной инициативе, на основании которой будет изменена Конституция. Это неоднократно использованный в мировой практике механизм установления власти диктатора-узурпатора. Однако Конституция не допускает такого способа своей смены, а потому результат такого референдума будет неопределенным с правовой точки зрения.

Проверять конституционность и соблюдение законодательства при инициировании референдума должны ЦИК и Президент. Они и определят, провозглашать всеукраинский референдум или нет.

Может, украинскому народу воспользоваться конституционным правом определять и изменять конституционный строй (ч. 2 ст . 5 Конституции)? Нет.

Это невозможно в условиях отсутствия референдума, как механизма, направленного на установление реального волеизъявления граждан. Более того, это невозможно в условиях неконституционности референдума по изменению Конституции. Абсурд: имеем сегодня теоретическую возможность проводить неконституционные конституционные референдумы.

Таким образом, закон о всеукраинском референдуме нуждается в немедленной изменении. Сегодня рабочей группой, сформированной из независимых экспертов и возглавляемой известным юристом-конституционалистом Владимиром Шаповалом, завершается работа по подготовке новой редакции закона о всеукраинском референдуме на основе международных стандартов в сфере референдумов, современных реалий конституционализма в Украине и общих позиций трех оппозиционных парламентских фракций. Услышит это власть?

Возможно, проведем досрочные выборы или, по крайней мере, те которые давно уже надо было провести в столице и других городах? На этот вопрос, к сожалени , власть отвечает - нет.

Итак, последние три года власти последовательно сужает конституционные права граждан Украины решать вопрос на референдумах, а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. В условиях сужения конституционных прав граждан участвовать в управлении государственными делами, власть не оставляет нам выбора. Единственным легальным путем донесения своей позиции до власти становится реализация конституционного права на мирные собрания - выход на Майдан. Призываем власть услышать позицию людей, которые вышли на улицу.

Следующим шагом должно стать восстановление конституционных прав граждан участвовать в управлении государственными делами.

Для этого необходимо немедленно во исполнение Конституции принять новую редакцию закона «О всеукраинском референдуме» , закон «О местных референдумах» , а также принять новую редакцию закона «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» и назначить выборы в столице Украины и других городах, где отсутствуют городские головы или завершились полномочия городских советов. Необходимо обеспечить демократическое проведение как общегосударственных так и местных выборов.

А в ближайшем будущем необходимо унифицировать все избирательные процедуры и процедуры проведения референдумов путем принятия Избирательного кодекса.

Игорь Колиушко, Юлия Кириченко, специально для РБК-УкраинаЦентр политико-правовых реформОсуществляется при финансовой поддержке программы «MATRA» посольства Королевства Нидерланды в Украине

РБК-Украина