Процесс реформ в этих странах начал пробуксовывать еще до начала мирового кризиса, и отсутствие реформ отрицательно повлияло на возможность улучшения инвестиционного климата и на рост экономики, сообщает пресс-служба ЕБРР.

В докладе, озаглавленном "Переходный процесс: остановка в пути?", проводится четкая взаимосвязь между недостаточными экономическими и политическими реформами и отсутствием прогресса в экономике. При этом в докладе утверждается, что страны могут вырваться из этого порочного круга.

"Данные говорят не только о том, что время на стороне реформ, но и о том, что страны могут ускорить возобновление процесса реформирования - особенно если над этим будут совместно работать международные интеграционные процессы, руководство стран и широкие слои общества", - пишет в предисловии к докладу главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф.

По мнению экономистов ЕБРР, без дальнейшего совершенствования экономических и политических институтов процесс сближения благосостояния стран с развивающейся экономикой с наиболее передовыми странами в одних государствах остановится, а в других - будет идти крайне медленно.

"Только странам Центральной Европы и государствам Балтии в ближайшие 20 лет удастся достичь или превысить уровень в 60% от среднего дохода на душу населения в ЕС 15, тогда как большинство стран с переходной экономикой останутся гораздо ниже этого порога", - говорится в докладе.

Доклад говорит, что успешные процессы построения экономических и политических институтов могут усиливать друг друга, а поддержка рыночных реформ и рост экономики, задаваемый частным сектором, часто способствуют развитию демократии.

Но доклад замечает, что эта взаимосвязь менее характерна для стран, богатых природными ресурсами, и советует наращивать усилия по диверсификации экономической базы таких стран.

Говоря о взаимосвязи, авторы "Доклада о переходном процессе" утверждают: прочные экономические институты поддерживают демократию, а демократические перемены, в свою очередь, могут влиять на качество экономических институтов.

Совершенствованию экономических институтов могут способствовать политические реформы. В докладе подчеркивается, что даже если проведение политических преобразований на национальном уровне затруднено, их часто лучше провести на местном или региональном уровне.

Как ключевой элемент укрепления процесса реформ также можно рассматривать международную интеграцию, способствующую расширению торговых и финансовых связей и внедрению более высокие международных стандартов в образовании и подготовке кадров.

Кроме того, в докладе большое внимание уделяется той роли, которую в деле поддержки реформ могут играть традиционные и новые СМИ, а также гражданское общество, добивающиеся повышения прозрачности принятия государственных решений и подотчетности государственных руководителей.

В этой связи в докладе наглядно демонстрируется, как страны могут укреплять свои ориентированные на реформы образовательные системы, выделяя дополнительные средства для вузов и ограждая их деятельность от политического вмешательства. Опираясь на новые данные, авторы "Доклада о переходном процессе" также разъясняют важность вовлечения широких общественных сил в процесс реформ: "Преобразования, проводимые лишь в интересах меньшинства, рано или поздно теряют поддержку людей".

РБК-Украина