на основании рекомендаций экспертов Европейской комиссии, выявил ряд коррупционных рисков, которые могут свести на нет все положительные результаты проекта закона, если текст будет принято в текущей редакции", - говорится в сообщении.

Так, например, аналитики организации отмечают, что штраф в размере всего 425 грн за недостоверные сведения, указанные в декларациях о доходах, позволяет должностным лицам уплатить его и скрыть миллионы гривен.

"Мы предлагаем увеличить размер штрафа таким образом, чтобы он был адекватным правонарушению, то есть от 300 до 1000 необлагаемых налогом минимумов (5,1 - 17 тыс. грн)", - подчеркивает старший аналитик по вопросам антикоррупционной политики Transparency International Украина Наталья Ковальчук.

Кроме того, функцию финансового контроля за декларациями, которая в настоящее время возложена на специальные подразделение в органах власти, будет передано Министерству доходов и сборов. По мнению общественных экспертов, это положительное нововведение, - ведь Миндоходов имеет доступ к налоговых деклараций служащих, отслеживает фискальные платежи и имеет все необходимые полномочия и ресурсы для такого контроля.

Аналитики Transparency International Украина подчеркивают, что пока не очерчене методология, по которой будет осуществляться контроль за декларациями. Чтобы эта норма не осталась декларативной, крайне необходимо разработать порядок проведения мониторинга деклараций на уровне постановления Кабмина.

Коррупциогенные факторы содержит также норма об уголовной ответственности юридических лиц. Так законопроектом предусмотрен диапазон санкций на выбор судьи: штраф от 150 до 400 необлагаемых минимумов (2,55 тыс. грн. - 6,8 тыс. грн.) или исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Проблемность ситуации заключается в том, что такой подход к установлению наказания будет способствовать чрезмерному расширению дискреционных полномочий судей. Фактически для судьи создается возможность по своему выбору определять вид ответственности: штраф, ограничение свободы.

Поэтому с целью избежания коррупциогенных рисков следует сократить диапазон видов ответственности, увеличив размер штрафов и, соответственно, нормировать сроки ограничения свободы.

РБК-Украина