Это едва ли не единственное многонациональное государство межнациональных трений. А ведь свыше 99% коренных жителей страны исконно говорят на языках трех великих народов (немецком, французском и итальянском). Но там нет и не было заметных политических сил, которые хотели бы присоединиться кто к Германии, кто к Франции, кто к Италии. Хотя поводы для сепаратизма можно было бы легко найти. Взять, например, хотя бы единственный италоязычный кантон Тессин. Он раньше принадлежал миланским герцогам и был завоеван швейцарцами в 15-м веке. При этом до начала 19 столетия не был полноправным кантоном, а являлся, говоря современным языком, территорией союзного подчинения. Но не было и нет у его жителей колониальных или постколониальных комплексов, не чувствовали они себя отрезанной веткой большого итальянского дерева и не рвались соединяться со страной родного языка.

Италоязычный кантон один, а немецкоязычных - две трети, и почти две трети жителей Швейцарии говорят на немецком. То есть немецкоязычных в стране примерно такой же процент, как поляков в Польше между двумя мировыми войнами.

Теоретически, с такими пропорциями населения очень легко было бы дойти до искушения онемечить всех остальных, тем более что кантоны-основатели страны сплошь германоязычные. Но нет - такого не наблюдалось и не наблюдается.

Кстати, федеральная организация Швейцарии представляет особый интерес. Если бы число федеральных единиц соответствовало числу языковых групп, то это порождало бы конфликты и сепаратизм. Как, например, имеет место в Бельгии, которая испытывает те же проблемы, что и СССР в последние годы своего существования. Но Швейцария устроена иначе. Её германоязычные и франкоязычные территории разделены на большое число кантонов, которые не имеют желания сливаться воедино в германскую и французскую Швейцарию. Впрочем, швейцарский федерализм - это тема не то что для большой статьи, а для отдельной книги.

Еще одна особенность Швейцарии - уникальное привлечение населения к решению государственных дел. Ежегодно швейцарцы решают важнейшие вопросы жизни страны на референдуме. Такая практика установилась с 1848 года и с того времени в стране прошло более 550 референдумов.

Только в нынешнем году должно пройти три референдума по восьми вопросам. Два из них уже состоялись. В частности, швейцарцы высказались за ограничение бонусов для высшего менеджмента компаний и против прямых выборов Федерального совета (правительства страны). На сентябрь запланирован референдум по трем вопросам, в частности, об отмене обязательного призыва на военную службу.

Отмечу также, что Швейцария занимает одно из первых мест в мире по ВВП на душу населения и по уровню человеческого развития. И все это достигнуто швейцарцами самостоятельно, ибо страна не входит в Европейский Союз. В марте 2001 более трех четвертей участников референдума высказались против начала переговоров о вступлении в ЕС", - пишет Медведчук.

РБК-Украина