Наблюдатели от общественных организаций являются субъектами избирательного процесса, имеют такие же права как и наблюдатели от партий и кандидатов в депутаты, и регистрируются окружной избирательной комиссией.

Представители СМИ имеют гарантированное законом право на беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами, а также на заседания избирательных комиссий и на избирательный участок в день голосования.

Читайте также: В субботу, 27 октября, в Украине "день тишины"

Официальные наблюдатели от ГО и журналисты имеют право находиться на избирательных участках во время голосования, наблюдать с любого расстояния за действиями членов ВК, в том числе при выдаче избирательных бюллетеней избирателям и подсчете голосов, не мешая членам ВК физически. Также они имеют право делать фото-и киносъемку, аудио-и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования. Наблюдатели от ГО и журналисты имеют право присутствовать при выдаче избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии, в том числе для организации голосования избирателей по месту пребывания и при проведении такого голосования.

Памятка избирателю: Права граждан Украины на выборах 28 октября

Также официальный наблюдатель от ГО имеет право подписывать первые и, в случаях предусмотренных Законом - вторые, экземпляры актов и протоколов, составляемые ВК, осматривать избирательные урны на подготовительном заседании УИК и подписывать контрольные листы перед их вбрасыванием в избирательные урны; составлять акт о выявлении нарушения Закона о парламентских выборах и подавать его в соответствующую ВК или в суд (как приложение к иску, жалобы или заявления) принимать необходимые меры в рамках законодательства по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Наблюдатели от ГО и журналисты не имеют права безосновательно вмешиваться в работу избирательной комиссии, совершать действия, нарушающие законный ход избирательного процесса или неправомерно мешать членам избирательной комиссии осуществлять свои полномочия.

Также наблюдатели и журналисты не имеют права заполнять вместо избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень, присутствовать при заполнении избирателем избирательного бюллетеня в кабине (комнате) для тайного голосования или иным образом нарушать тайну голосования. Наблюдатели и журналисты не имеют права осуществлять агитацию в канун или день голосования.

Особый порядок удаления наблюдателя, или журналиста с заседания ВК. Лишить наблюдателей/журналистов права присутствовать на заседании ВК можно лишь 2/3 голосов от присутствующих на заседании членов комиссии при условии присутствия на заседании более половины членов ВК. Такое решение может быть принято только в случае противоправного препятствование наблюдателем или журналистом проведению заседания. Полномочия ВК о лишении наблюдателя права присутствовать на заседании комиссии касается именно того заседания, на котором принималось соответствующее решение. Не может считаться противоправным препятствием проведению заседания реализация наблюдателем/журналистом своих прав.

В то же время, в день голосования УИК с 8 до 20 часов проводит работу в форме организации голосования, и проведение любых заседаний УИК в это время не допускается. Наблюдатель/журналист, в случае принятия такого решения УИК, должен требовать выдать ему копию соответствующего постановления и без этого не покидать помещение комиссии.

Составление актов о нарушениях. При выявлении случаев грубых нарушений наблюдатель должен составить акт о нарушении, который должны подписать еще не менее двух избирателей. В акте указывается время и место его составления, а также описывается сам факт нарушения избирательного законодательства (кто, что и каким образом нарушил). К актам могут прилагаться фото- и видеодоказательства. После консультаций с областным координатором акты в дополнение к жалобе следует подать в УИК, ОИК или суд.

УИК, к которой поступили заявления или жалобы относительно нарушений во время проведения голосования, рассматривает их в начале итогового заседания до начала подсчета голосов.

Права наблюдателей. Официальные наблюдатели, которые присутствовали на заседании УИК, имеют право подписать первый и второй экземпляры протоколов о подсчете голосов, а также безотлагательно получить копии протоколов о подсчете голосов на избирательном участке.

Транспортировка избирательных документов в ОИК происходит безотлагательно по окончании заседания избирательной комиссии, на котором проводился подсчет голосов избирателей. Транспортировку осуществляют четыре члена участковой избирательной комиссии, которые представляют разные партии и кандидатов, в перечень этих лиц входят председатель и заместитель председателя УИК. Работник органов внутренних дел Украины обязательно сопровождает членов комиссии.

Сопровождать транспортировку избирательных документов имеют право официальные наблюдателей, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица партий. Другим лицам запрещается сопровождать транспортировку избирательных документов.

РБК-Украина