По данным журнала, советник германского канцлера по европейской политике Николаус Майер-Ландрут пытается в Брюсселе убедить в этом партнеров Германии по ЕС.

Меркель хочет, чтобы уже принятый фискальный пакт, направленный на усиление бюждетнои дисциплины в странах ЕС, был дополнен политическим союзом. Необходимость такого союза объясняется, в том числе экономическими факторами. Так, Европейский суд мог бы быть наделен полномочиями осуществлять контроль за госбюджет стран-членов Европейского Союза и штрафовать их за чрезмерный дефицит.

Соответствующие шаги мог бы инициировать европейский саммит в декабре. Однако пока инициатива Меркель, которую объявили еще в ноябре 2011 года на партийном съезде ХДС, большинством государств ЕС была встречена прохладно.

Сегодня Европейский Союз напряженно ищет выходов из долгового кризиса. Главным донором европейских программ помощи "дефицитным грешникам", таким как Греция, Ирландия или Испания, является ФРГ. Афины даже с внешней поддержкой не могут нормализовать ситуацию со своими финансами, и лишь пребывание в еврозоне сдерживает греков от объявления их банкротами. В то же время канцлер Меркель старается не допустить выхода Греции из еврозоны, однако заявляет, что Греция должна завершить реформы.

Ранее, президент Немецкого федерального банка Йенс Вайдман выразил сомнение в том, что еврозона выживет без создания фискального союза. "Европейский валютный союз не сможет долго существовать в его нынешней форме. Необходима ясность насчет того, собираемся ли мы создавать фискальный союз или будем и впредь делать ставку на самостоятельную национальную политику в бюджетной сфере, при которой совместная финансовая ответственность, естественно, весьма ограниченна", - заявил Вайдман.

30 мая с.г. Европейская комиссия обнародовала документ, в котором говорится, что еврозоне следует двигаться по пути создания "банковского союза" и рассмотреть вопрос прямой рекапитализации банков посредством постоянного стабилизационного механизма ESM.

В то же время, по сообщению журнала Der Spiegel, европейские институты разрабатывают принципы формирования фискального союза, в котором отдельные страны уже не смогут самостоятельно накапливать новые долги. В рамках этого союза правительства национальных государств смогут располагать лишь теми средствами, которые покрываются ее собственными доходами. Если же им понадобится больше денег, чем они сами располагают, то им придется запрашивать помощь у совета министров финансов стран еврозоны.

Напомним, что бюджетный пакт, подписанный 2 марта 2012 г. тогдашним Президентом Франции Николя Саркози и главами еще 24 стран ЕС (отказались подписать пакт только главы Чехии и Великобритании), обязывает его участников иметь профицитный или хотя бы бездефицитный бюджет, причем этом правило должно быть закреплено законодательно. Расходы государств-участников пакта не могут превышать его доходы более чем на 0,5% ВВП. Нарушителям грозит крупный штраф (до 0,1% ВВП), средства от которого должны направляться в Стабфонд Евросоюза. Дополнительно отмечается, что страны, государственный долг которых превышает 60% ВВП, обязуются снижать его как минимум на 5% в год.

Для того чтобы пакт, призванный помочь Европе выйти из долгового кризиса, вступил в силу, его должны ратифицировать по меньшей мере 12 стран. Пока это сделала только Португалия.

                                                        Как расходятся во мнениях ведущие страны зоны евро

Мера

Позиция Германии

Позиция Франции и Италии

Общий банковский надзор

Выступает за централизованный надзор ЕЦБ и как можно раньше

Поддерживают надзор ЕЦБ в сочетании с прямой рекапитализацией банков посредством EFSF/ESM

Гарантии по депозитам, финансируемые налогом на банки

Выступают за дополнительный налог на банки, но вырученные средства должны идти на финансирование национальных гарантий по депозитам. Бундесбанк, в частности, выступает против объединения средств

Поддерживают объединение средств для обеспечения гарантий по депозитам

EFSF / ESM будуть рекапіталізувати банки напряму

Против до тех пор, пока не будет установлен централизованный контроль, а сами банки не приведут свои финансы в порядок

Выступают за и считают, что стабфонды должны стать доступными еще до установления централизованного надзора

EFSF/ESM будут покупать суверенный долг

Признает, что это осуществимо, но утверждает, что время для этого еще не настало, а любая возможная покупка будет сопровождаться условиями

Выступают за скупку и как можно скорее

Евробонды или фонд по погашению долга

Считает недопустимым до тех пор, пока национальные правительства контролируют свои расходы

Выступают за выпуск совместного долга и как можно скорее

Более централизованный контроль за бюджетом

Выступают за. Должен наступить до любой формы объединения долга

В целом, против потери суверенитета, особенно Франция. Могут рассмотреть ужесточение централизованного контроля уже после начала выпуска совместного долга

РБК-Украина