Двенадцатидневное турне стало для Хиллари Клинтон самой масштабной поездкой по Африке за все время работы госсекретарем в администрации Барака Обамы. Она посетила Сенегал, Уганду, Южный Судан, Кению, Малави, ЮАР, Нигерию, Гану и Бенин. Главная цель стала ясна уже после первого публичного выступления госпожи Клинтон в университете сенегальской столицы Дакара. "Дни, когда чужаки приходили в Африку и извлекали выгоду, ничего не оставляя за собой, должны закончиться",- сказала госсекретарь. Она раскритиковала страны, которые "дают Африке деньги и не заботятся о том, что эти средства попадают в руки авторитарных правителей". Хотя госпожа Клинтон не назвала напрямую ни одно государство, было понятно, что речь идет о Китае.

Беспокойство Хиллари Клинтон по поводу действий Пекина в Африке понятно: пока Вашингтон был увлечен расширением НАТО и событиями на Ближнем Востоке, Пекин укреплял свои позиции на Черном континенте. Стратегическое решение о масштабном проникновении в Африку было принято руководством КНР в начале 1990-х, когда страна начала импортировать углеводороды и стало понятно, что для продолжения экономического роста нужны минеральные ресурсы. С тех пор Пекин наращивал торговлю с Африкой, а с 2003 г., когда председателем КНР стал увлеченный Африкой Ху Цзиньтао, Пекин начал настоящую экспансию на континент.

С 2007 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки, обогнав США. В 2011 г. товарооборот КНР с 55 странами континента превысил 166 млрд дол., увеличившись в четыре раза по сравнению с 2006 г. Кроме того, Пекин наращивает инвестиции в Африку и предоставляет странам континента многомиллиардные кредиты на льготных условиях.

В обмен китайские госкомпании получают подряды на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Пекин делает Черному континенту щедрые подарки: на июльском китайско-африканском саммите Ху Цзиньтао объявил о новой программе безвозмездной помощи странам региона в размере 20 млрд долл. и бесплатных стипендиях в китайских вузах для 18 тыс. африканских студентов. Пекин также оплатит программу подготовки для 30 тыс. африканских специалистов различного профиля и направит 1,5 тыс. китайских врачей работать в местные больницы за счет бюджета КНР.

Один из секретов успеха Китая в Африке - абсолютная терпимость к вопросам прав человека и демократии. В итоге авторитарные правители вроде суданского президента Омара Башира или главы Зимбабве Роберта Мугабе становятся лучшими друзьями Пекина. КНР снабжает их оружием и прикрывает в ООН, а в обмен пользуется привилегиями. Например, по некоторым данным, в Судане на нефтяных месторождениях китайской CNPC трудятся китайские же заключенные, а охраняют их солдаты регулярной армии КНР, временно оформленные на работу в корпоративное частное охранное предприятие.

Тем не менее, экспансия Китая начинает беспокоить многих, в том числе в самой Африке. Однако реальной альтернативы китайским деньгам, которые позволяют развивать инфраструктуру и создавать дешевые рабочие места для местных, на континенте пока нет. Не пообещала ее и Хиллари Клинтон. Во всех странах, в которых она побывала во время турне, госсекретарь говорила о необходимости защищать демократию и права меньшинств, но не о каких-либо новых масштабных инвестициях.

Турне Хиллари Клинтон подпортило и без того обострившиеся отношения с Китаем. Китайское государственное информагентство "Синьхуа" обрушилось на госсекретаря за ее речь в Дакаре: "Выводы о том, что Китай извлекает богатства Африки для себя, далеки от истины. Цель ее речи - вбить клин между Китаем и Африкой".

РБК-Украина