Кроме того, ВК отметила, что законопроект касается только выборов в парламент и как таковой он "не соответствует положениям резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1755 от 10 октября 2010 г. и долгосрочным рекомендациям ВК и ОБСЄ/БДИПЧ о том, что все правила, регулирующие выборы, должны быть кодифицированы в единый избирательный кодекс".
"Тем не менее, этот законопроект также является попыткой улучшить действующий закон о выборах в парламент Украины и содержит положительные аспекты, которые должны быть применены к выборам всех уровней в Украине", - отмечает комиссия.
К положительным аспектам отнесли:
- предоставление СМИ неограниченного доступа ко всем публичных мероприятий и событий, которые имеют отношение к выборам, заседаний избирательных комиссий, помещений избирательных участков в день выборов;
- обязательное прохождение подготовки в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) председателя, заместителя председателя и секретаря окружной избирательной комиссии;
- члены комиссии, не согласные с решением, имеют два дня для того, чтобы предоставить свои письменные комментарии, которые прилагаются к протоколу.
- законопроект отменяет положения, которые предоставляли партиям, выдвинувшим члена избирательной комиссии, неограниченное право отозвать этого члена комиссии без всяких оснований
- отмена права участковых избирательных комиссий вносить дополнительных избирателей в список избирателей в день выборов;
- возможность участия в выборах независимых кандидатов;
- в отличие от предыдущих законов, этот законопроект не содержит положений, которые позволяют подавать жалобу только в избирательной комиссии высшего уровня или в суд.
Однако в законопроекте остались нерешенными целый ряд вопросов, отмечает ВК:
- ограничение права выдвигать свою кандидатуру для любого лица, которое было осуждено за умышленное преступление независимо от тяжести совершенного преступления;
- отсутствие четких критериев и терминов для определения границ избирательных округов;
- отсутствие четкого определения возможности оспаривания результатов выборов;
- отсутствие предоставления до и после выборов полной информации об источниках финансирования кампании и суммы финансовых взносов;
- отмена права партий формировать избирательные блоки;
- определенные положения законопроекта ограничивают свободу слова;
- проект содержит положения, позволяющие участковым избирательным комиссиям объявлять результаты недействительными на основе произвольных стандартов недопустимых злоупотреблений, которые могут составить приемлемый уровень фальсификации и т.д.
Напомним, ранее секретарь ВК Томас Маркерт отмечал, что возвращение к смешанной избирательной системы может привести к искажению результатов выборов в пользу власти.
Ранее представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко заявил, что Законопроект о выборах народных депутатов будет внесен в ВР только после экспертизы ведущих экспертных институтов мира.
Напомним, доработанный проект закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" в конце мая был обнародован на сайте Министерства юстиции Украины. Законопроект содержит норму о повышении проходного барьера для партий до 5%. 50% депутатов парламента будут избираться по партийным спискам, остальные 50% - по одномандатным округам. Проект закона запрещает участие в выборах в Верховную Раду блоков. В бюллетене для голосования будет исключена графа "Против всех".
Ранее, 11 апреля т.г. министр юстиции Александр Лавринович заявил, что новое избирательное законодательство не будет предусматривать возможности проголосовать "против всех" на выборах в ВР. Он отметил, что соответствующая графа ("не поддерживаю ни одного кандидата") является пережитком советского прошлого.
Законопроект вызвал острую критику внутри страны. Оппозиция назвала такие изменения в избирательном законодательстве шагом к свертыванию демократии в Украине.