По сути это первый факт возможных переговоров с "Аль-Кайедой". До нынешнего момента речь шла только о возможных переговорах только с близким к "Аль-Кайеде" движению "Талибан".
В июне этого года президент Афганистана Хамид Карзай заявил, что США участвуют в проведении мирных переговорах с руководством движения "Талибан". По его словам, в переговорах с талибами принимают участие "иностранные военные и в особенности сами США", но при этом неизвестно, ведутся ли переговоры между представителями американской администрации и талибами напрямую или через посредников.
Напомним, что в начале июня министр обороны США Роберт Гейтс заявлял, что политические переговоры с руководством "Талибана" могут начаться уже до конца года. Тогда Гейтс подтвердил факт непрямых контактов между властями США и движением "Талибан", однако подчеркнул, что эти контакты находятся "на самой предварительной стадии".
При этом официальная позиция "Талибана" ультимативна: мирные переговоры они готовы начать только после того, как силы международного контингента покинут Афганистан, и вести их будут только с афганским правительством.
С другой стороны, в интервью The Sunday Times два из старших ученых мулл движения "Талибан" передали послание от правящего совета Талибана - Кветты шуры, о том, что верховный лидер "Талибана" мулла Мохаммед Омар больше не ставит своей целью править Афганистаном. Они заявили, что Омар готов к участию в "откровенных и честных переговорах".
Упростить переговоры "Талибаном" может то, что Совет Безопасности ООН разделил комитет, который отвечает за выработку санкций в отношении "Аль-Кайеды" и "Талибана". Это упрощает процедуру исключения талибов из черного списка организации.
Движение "Талибан" находилось у власти в Афганистане в течение 5 лет, пока в 2001 г. - после терактов в Нью-Йорке - войска США не свергли талибов. После этого "Талибан" начал вести партизанскую войну против сил международной коалиции, разместившихся в Афганистане. С начала президентства Барака Обамы в январе 2009 г. США увеличили военное присутствие в Афганистане в три раза - почти до 100 тыс. военнослужащих. Однако эта стратегия не принесла однозначного успеха, особенно на фоне экономических и внутриполитических проблем в самих Соединенных Штатах.