Отметим, народные депутаты приняли решение о направлении в комитет для доработки статей 1 (Основные понятия), 11 (Специальная проверка лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления), 12 (Финансовый контроль), а также раздела "Заключительные положения" с последующим представлением их на повторное второе чтение.

Согласно законопроекту, субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются:

"1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

- Президент Украины, председатель Верховной Рады, его первый заместитель и заместитель, премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состава Кабинета министров, и их заместители, председатель Службы безопасности, генеральный прокурор, председатель Национального банка, глава Счетной палаты, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

- народные депутаты, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов; - государственные служащие, должностные лица местного самоуправления; - военные должностные лица Вооруженных сил и других образованных в соответствии с законами воинских формирований; - судьи Конституционного суда, другие профессиональные судьи, председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей, должностные лица секретариата этой комиссии, председатель, заместитель председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции, народные заседатели и присяжные ( во время выполнения ими этих функций); - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной криминально-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, лица начальствующего состава налоговой милиции; - должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы; - члены Центральной избирательной комиссии; - должностные и служебные лица других органов государственной власти;

2) лица, которые для целей этого закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления: 3) лица, постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, соответствии с законом; 4) должностные лица юридических лиц, физические лица - в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1, 2 части первой настоящей статьи, либо с участием этих лиц другими лицами неправомерной выгоды".

В частности, документ предусматривает:

- конкретизацию видов ограничений субъектов ответственности за коррупционные правонарушения относительно использования ими служебного положения, работы близких лиц, совмещение должностей и совместительства, а также относительно получения такими субъектами подарков;

- введение нового порядка осуществления финансового контроля, установление обязанности декларирования как доходов, так и расходов, определение сроков подачи декларации и опубликования в официальных печатных изданиях деклараций об имущественном положении, доходах и расходах чиновников;

- установление персональной обязанности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов. Он содержит положения о введении антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе актов, вносимых на рассмотрение Президенту Украины, Верховной Рады и Кабинета Министров, с целью предотвращения коррупционных проявлений еще на стадии проработки проектов любых нормативных актов;

- запрет на получение органами государственной власти и органами местного самоуправления от физических, юридических лиц безвозмездно услуг и имущества, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке;

- ведение Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, - единой базы данных, в которой сосредоточены сведения о всех лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Документом предлагается также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предусмотрев административную ответственность за административные коррупционные правонарушения и усиления ответственности за преступления в сфере служебной деятельности.

Напомним, на прошлой пленарной неделе парламентарии начали рассмотрение во втором чтении вышеупомянутый законопроект.

23 декабря 2010 г. Верховная Рада приняла за основу проект закона "Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине", инициированный Президентом Украины. Соответствующий законопроект № 7487) поддержали 261 народный депутат (ПР - 170, БЮТБ - 0, НУ-НС - 19, КПУ - 25, Народная партия - 20, внефракционные -27).

РБК-Украина