Вопрос Турции сейчас очень актуален в Европе в связи с обсуждением темы вступления этой страны в ЕС, особенно после принятия Комитетом по иностранным делам Конгресса США резолюции о геноциде армян в османской империи.

Сегодня мировая общественность и политические круги обеспокоены целым рядом процессов происходящих в восточном регионе: ситуацией на ближнем востоке, Балканах, на северном и южном Кавказе. Нестабильность доллара, всемирной финансовой системы, непростые взаимоотношения христианского и исламского миров, рост активности международного терроризма – всё это проблемы требующие немедленного решения. Более того, существует  мнение, что международный терроризм после нанесения ряда ударов России и США, готовит следующие, мишенью которых могут стать атомные электростанции.

Необходима срочная разрядка обострившейся конфликтной ситуации на Востоке. В частности, во избежание всемирного финансового кризиса предлагается подписать новый договор о мировой финансовой системе. Особое место уделяется идее создания Евро-Азиатского коммуникационного, экономического и культурно-образовательного моста. Для устранения вышеуказанных проблем, все чаще звучат мнения о необходимости отказа от хищнического захвата источников сырья, особенно нефти, в результате чего возникают региональные конфликты и войны - необходима модель договорного разграничения использования природных ресурсов, которая позволит наладить диалог между христианским и исламским мирами.

В настоящий момент, мировое сообщество в судорожном поиске такой модели, страны-посредника, которая поможет наладить такой диалог, для устранения вышеуказанных проблем.

Что касается роли Турции в качестве проводника Европы в исламский мир, то это государство, по-видимому, для этой роли не имеет достаточной степени доверия в исламских странах (арабские государства), и христианских странах (балканские и южно-кавказские государства). Причём поскольку Турцию в основном критикуют страны, которые пострадали от ее политики, данный факт кажется субъективным для ряда недальновидных политиков Европы.

В то же время, факты говорят сами за себя: эта страна проводит агрессивную политику по отношению к своим соседям: имеет проблемы с мусульманским Ираном, Сирией, курдами на севере Ирака, христианским Кипром, Грецией и Арменией. Турция до сих пор не признала вину Османской империи за геноцид армян и греков, пропагандируя тем самым не только античеловеческие принципы, но получив таким образом возможность не признавать права потомков своих граждан на возвращение на историческую родину и возвращения их имущества или получение компенсации. Сегодня, когда не только Европа, но и весь мир  отмечает освобождение узников Освенцима, почитает память погибших в фашистских лагерях, клеймит позором Холокост, Турция продолжает оправдывать действия своих руководителей в 1915-1922 годах, тем самым, доказывая геноцидогенный менталитет и приверженность к фашистской идеологии своей политической элиты.

Разве может государство с такими взглядами политиков сложно поставить  в один ряд, например, с Германией, которая осудила фашистский режим, принесла извинения еврейскому народу и до сих пор стыдится этой страницы своей истории. Нельзя обойти вниманием и имеющиеся факты пособничества Турции международному терроризму в Чечне, а также о плачевном положении национальных меньшинств в самой Турции. В такой ситуации Евросоюзу необходимо продиктовать Турции целый ряд необходимых шагов для выхода на европейский политический уровень.

К примеру, привлекает внимание следующий факт: в то время как Евросоюз и США ломают голову над вопросом, как поступить с Исламской Республикой Иран, армяно-иранские отношения протекают в рамках сотрудничества и добрососедства, строительства совместных коммуникаций и торговли, взаимного культурно-образовательного обмена. Судя по абсолютному взаимопониманию Армении и Ирана, становится очевидным, что конфликты между цивилизациями, являются последствием агрессивного навязывания своих стандартов окружающим, что наблюдается на примере государственной политики Турции.

Образовавшийся мост взаимопонимания и дружбы между первым в мире христианским государством – Арменией, христианство в которой провозглашено государственной религией в 301 году н.э, и наиболее ортодоксальным исламским государством – Ираном, может послужить связующим звеном между христианской цивилизацией Европы и мусульманского мира, стать инициатором и проводником диалога цивилизации.

Сейчас в мире создаются несколько макросоюзов – Европейский, СНГ, Южноамериканский, Арабский и др. Европа как имеющая наибольший технологический потенциал и возможности может стать инициатором процесса экономической интеграции и культурно-образовательного обмена между этими макросоюзами, что безусловно приведет к установлению в мире созидательной атмосферы, снижению бедности и агрессии, устранению терроризма и вражды между народами.

Марат Акопян