О том, что в Секретариате Президента (СП) разработан новый текст Конституции, 27 июня на брифинге сообщил заместитель главы СП Игорь Пукшин. Он заявил, что Конституцию необходимо изменить "как можно скорее" – если же этого не сделать, то после парламентских выборов неизбежен новый кризис власти. Господин Пукшин представил журналистам несколько тезисов предложенной реформы.

В частности, предлагается перейти от существующей однопалатной системы парламента к двухпалатной. Депутаты нижней палаты, по его словам, должны избираться по партийному принципу, а верхней – по региональному. "Нижняя палата должна принимать законы, утверждать бюджет – сугубо законодательная деятельность. Функции верхней палаты – прежде всего утверждение законов, которые принимает нижняя палата, а также кадровые вопросы",– сообщил заместитель главы СП.

Предложения, оглашенные господином Пукшиным, вечером того же дня публично поддержал Президент. Выступая на торжественном собрании по случаю Дня Конституции, Виктор Ющенко заявил, что конституционная реформа 2006 года "завела страну в глухой угол" и стала причиной постоянных кризисов власти. "Как глава государства, я обязан остановить и, безусловно, остановлю этот хаос", – сказал Президент.

Он подтвердил, что одним из основных положений новой реформы может стать введение двухпалатного парламента и предложил "рассмотреть предложения о сокращении срока полномочий парламента и его численности" (с подобной инициативой в 1999 году выступал Президент Леонид Кучма). Президент не стал уточнять детали, отметив, что в ближайшее время "концептуальные основы новой редакции Конституции будут представлены на широкое обсуждение".

Как стало известно, разработка проекта новой Конституции велась в СП более полугода. Источники называют разные даты начала работы – ноябрь 2006-го, декабрь 2006-го и начало 2007 года. "Этот проект курировал заместитель главы Секретариата Иван Васюнык. Юристы работали под руководством Владимира Шаповала (бывший представитель Президента в КС, сейчас глава Центризбиркома) и Николая Козюбры (судья КС в отставке), – рассказал один из источников в СП. – Они завершили работу над проектом несколько недель назад".

Официально проект Конституции не обнародуется. Как рассказали источники в руководстве СП, для этого есть две причины. Во-первых, в СП все ещё продолжается работа над проектом, но уже без участия рабочей группы. В частности, дорабатываются предложения по реализации двухпалатного парламента. Во-вторых, Конституции пока не существует в виде законченного документа – многие ее положения изложены в нескольких вариантах. "Теперь политикам необходимо определить, какой вариант позволит достичь консенсуса при принятии Конституции",– говорит один из источников.

Некоторые подробности нового проекта Конституции Игорь Пукшин обнародовал в авторской статье, опубликованной в еженедельнике "Зеркало недели". По его словам, уменьшение срока полномочий будет касаться нижней палаты двухпалатного парламента. Замглавы СП особо отметил, что речи о федерализации страны не идёт – Украина останется унитарным государством.

Проектом Конституции предложен ряд юридических нововведений, в частности механизмы "народной законодательной инициативы" и "народного вето". По словам Игоря Пукшина, в новом основном законе обязательно будет присутствовать статья, декларирующая "европейский вектор развития Украины". В официальных комментариях представители рабочей группы заявляют, что не ставили перед собой задачу увеличить полномочия Президента. Однако в случае принятия новой Конституции полномочия главы государства существенно возрастут. В частности, назначения всех членов правительства предлагается согласовывать с Президентом.

Изменилась также процедура назначения премьер-министра – предусмотрен механизм прямого Президентского правления, в случае если у коалиции возникнут проблемы с выбором премьера. Согласно проекту, кандидат на пост премьера до формирования состава Кабмина обязан представить Раде программу действий будущего правительства, а Рада обязана утвердить её в 15-дневный срок.

"Если в этот срок программа деятельности Кабинета министров не будет одобрена Верховной Радой, Президент досрочно прекращает полномочия Рады. После досрочного прекращения деятельности парламента Президент в трёхдневный срок назначает премьер-министра и по его представлению – министров. Назначенные таким образом премьер-министр и министры ответственны перед Президентом и действуют до формирования нового состава Кабинета министров", – говорится в проекте.

Кроме того, новая Конституция позволяет Президенту распускать Раду без юридических оснований для роспуска. Эта процедура выписана с несколькими альтернативами. Рабочий вариант предполагает безусловное право главы государства распустить парламент. Альтернативный вариант – ввести встречную ответственность Президента: он может назначить всеукраинский референдум по поводу роспуска Рады, а в случае если его инициатива не будет поддержана, Рада двумя третями своего состава может прекратить полномочия Президента.

Процедура импичмента Президента осталась практически неизменной, из неё лишь исключили необходимость вынесения Верховным судом решения о наличии состава преступления в действиях главы государства.

Стали известны также подробности юридических нововведений, которые касаются "народной законодательной инициативы". В новой Конституции вводится такое понятие, как "законопроект, принятый на референдуме". С помощью такого "законопроекта" на референдуме может быть отменен действующий закон или его часть. Такой референдум может быть проведён в случае сбора 1,5 млн подписей граждан в двух третях областей Украины, а его результаты не требуют имплементации Верховной Радой.

100 тысяч подписей достаточно для того, чтобы внести в парламент какой-либо законопроект, но в этом случае закон должен быть принят Радой. Кстати, название "Верховная рада" после принятия новой Конституции также может быть изменено. Одно из предложений рабочей группы – назвать высший орган законодательной власти Украины "Национальным собранием". Структура новой Конституции в представленном проекте претерпела существенные изменения. Например, в документе отсутствует раздел "Прокуратура". Разделы: "Территориальное устройство", "Местное самоуправление" и "Автономная республика Крым", - объединены в один раздел.

В минувшие выходные конституционные инициативы Виктора Ющенко прокомментировали ведущие политики. Впрочем, они, как правило, останавливались на идее двухпалатного парламента. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что не поддерживает эту идею. Премьер Виктор Янукович в своей статье для газеты "Зеркало недели" заявил, что доработку Конституции следует проводить лишь после завершения административно-территориальной реформы, на что, по его расчётам, потребуется четыре года.

Предложения Виктора Ющенко поддержал экс-Президент Леонид Кучма, напомнивший, что авторство идеи введения двухпалатного парламента с одновременным сокращением численности депутатов принадлежит именно ему. Между тем источники в СП утверждают, что идея двухпалатного парламента в новом проекте Конституции не является ключевой: "Виктор Ющенко не уверен, что эту норму следует оставить, ведь у нее есть довольно много минусов. Так что это, скорее, не требование Ющенко, а повод для начала общественной дискуссии".

Отдельного внимания заслуживает заявление замглавы СП Игоря Пукшина о том, что новая Конституция может быть утверждена без согласия Верховной рады. Вчера Иван Коцюбра рассказал о возможном юридической механизме такого утверждения. Ющенко предпринимает неприсущие ему шаги в сторону узурпации власти. Такое мнение выразила народный депутат V созыва, представитель Партии регионов Анна Герман. "Чего добивается Президент Украины - известно. Он добивается полной узурпации власти, и возвращения Кучмизма в Украину, - отметила она.

Анна Герман провела параллели с действиями предыдущего Президента: " Инициативы Ющенко относительно изменения Конституции Украиныдают однозначные параллели с подобными инициативами Президента Кучмы. Даже те же эксперты пишут для Ющенко те же инициативы, которые писали Кучме".

Представительница Партии регионов заметила в действиях Президента провоцирования раскола украинского общества. "Ющенко в настоящий момент занимается опасными вещами, инициируя референдум. Он прекрасно понимает, что есть все основания для проведения референдума по НАТО и языку. И такими своими шагами он просто будоражит в обществе те настроения которые большими силами удалось уладить. В первую очередь идет речь о расколе в украинском обществе. Странно, что Ющенко идет на такие шаги. Ему нужно просто отдохнуть, взять отпуск, подумать над своими действиями. Возможно короткий отдых даст ему большее понимание и большее ощущение ответственности перед страной, перед людьми", - сказала депутат.

Об отношении граждан Украины к идее проведения референдума, Анна Герман отметила: "Относительно вопроса референдума, то гражданам Украины этот вопрос далек, они в настоящий момент занимаются более заземлении проблемами, которые касаются их ежедневной жизни, а не тем насколько больше или меньше нужно предоставить власти Ющенко. Поэтому я не вижу серьезной перспективы в проведении референдума".

Партия регионов не видит в предании огласке инициативы Президента чего-то серьезного, и не стала устраивать собрания по этому поводу. "Относительно позиции Партии регионов в этом вопросе, то мы еще не обсуждали этих инициатив Президента Украины, очевидно, что обсудим это на политсовете, на съезде. Специально по этому поводу мы не собирались", - отметила Герман.

Впервые идея проведения всеукраинского референдума и вынесения на него ряда вопросов, изменяющих государственное устройство Украины, была высказана Президентом Леонидом Кучмой в ходе Президентской избирательной кампании 1999 года. В конце декабря 1999 года, спустя полтора месяца после победы господина Кучмы на выборах, начался сбор подписей в поддержку проведения референдума.

До середины января было собрано более 4 млн подписей. 15 января 2000 года Президент Леонид Кучма издал указ №65/2000 о проведении 16 апреля 2000 года всеукраинского референдума по народной инициативе о внесении изменений в Конституцию Украины. На референдум были вынесены следующие вопросы:

1) о предоставлении Президенту права распускать Верховную раду, в случае если в течение месяца она не сформировала парламентское большинство или в течение трёх месяцев не утвердила представленный правительством бюджет;

2)о сокращении общего числа депутатов Верховной рады с 450 до 300;

3) о необходимости формирования двухпалатного парламента;

4) об отмене депутатской неприкосновенности. Из Конституции предлагалось изъять ч. 3 ст. 80, в соответствии с которой без согласия ВР депутатов нельзя привлекать к уголовной ответственности, задерживать и арестовывать.

16 апреля 2000 года всеукраинский референдум был проведён. В нем приняли участие 28 728 575 человек (81,15%), имеющих право голоса. Абсолютное большинство одобрило вынесенные на референдум предложения. По данным Центральной избирательной комиссии, первое предложение поддержали 84,69% граждан Украины, второе – 89,00%, третье – 89,91%, четвёртое – 81,68%.

29 мая 2000 года по результатам проведённого референдума Президент издал указ №727/2000 о создании комиссии по подготовке изменений в Конституцию Украины. Между тем Верховная рада из четырёх решений референдума одобрила только одно, внеся изменение, согласно которому Президент получил право распускать парламент.