Накануне посол по особым поручениям российского МИДа Валерий Кеняйкин сообщил, что сторонам удалось согласовать текст договора о разграничении Черного и Азовского морей. При этом, по его словам, «в документах не указаны координаты прохождения границ». Г-н Кеняйкин сообщил, что России и Украине по-прежнему не удается найти общий подход в разграничении Керченского пролива. Дипломат не решился давать прогнозы, когда будут подписаны соглашения о морских границах.

Вопрос делимитации морской границы между Украиной и Россией находится под контролем президентов двух стран, заявил вчера заместитель главы секретариата президента Украины Александр Чалый. Он сказал, что работа по этому вопросу ведется постоянно и уже определены некоторые части прохождения морской границы в акватории Азовского моря. Вместе с тем остаются разногласия по делимитации границы в Азово-Керченской акватории. Президенты Украины и России могут встретиться уже на этой неделе -- 10 июня в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге. Виктор Ющенко сообщил вчера журналистам, что собирается обсудить с российским коллегой либерализацию границ, делимитацию водной границы, демаркацию границы на суше и вопросы пребывания российского Черноморского флота в Крыму.

Двум странам вряд ли удастся поделить Черное и Азовское моря, не решив проблему границ в Керченском проливе. Ведь конечная точка российско-украинской границы в Керченском проливе является точкой отсчета границ в Черном море -- об этом неоднократно заявлял экс-министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, проводивший в жизнь прозападный курс Виктора Ющенко. Киев претендует на членство в НАТО, из-за чего Москва опасается, что, официально установив границы в Керченском проливе, она тем самым откроет дорогу в Азов иностранным военным кораблям. Поэтому Россия настаивает, чтобы Керченский пролив имел статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании. Но Украина утверждает, что административная граница в Керченском проливе существует с 1940-х годов, что якобы доказывают все советские карты, и в пересмотре не нуждается.

Скандал вокруг острова Коса Тузла, разгоревшийся в 2003 году, когда местные власти Краснодарского края пытались соединить остров дамбой с российским берегом, напрямую был связан с проблемой разграничения Керченского пролива. Остров Тузла в 1941 году был передан входившей в состав РСФСР Крымской АССР, а в 1954 году он вместе с Крымом отошел к Украинской ССР. Поскольку со стороны Украины отсчет морской границы идет от острова Коса Тузла, Украине может отойти две трети акватории Керченского пролива, включая судоходный Керчь-Еникальский канал. Через канал ежегодно проходит 8,5 тыс. иностранных судов, которые оставляют в украинской казне около 80 млн долл. Ныне Россия считает Косу Тузлу территорией с «неопределенным статусом».

В то же время Москва пошла на существенные уступки по разграничению Азовского моря, хотя изначально также настаивала на присвоении акватории статуса внутренних вод двух государств. Как утверждают эксперты, сегодня уже определены начальные и конечные точки государственной границы в Азовском море, само же оно условно разделено на три части -- северную, центральную и южную. Границы в центральной части моря, которая богата рыбой и залежами газа, не согласованы. Киев настаивает на разделе акватории по срединной линии в соответствии с морской конвенцией ООН, Москва же предлагает использовать принцип пропорциональности, то есть соответствия протяженности границы по морю и по берегу. Позиция Киева, фактически предполагающая, что Украина станет обладателем двух третей акватории Азова, не устраивает Россию. Разграничение Черного моря эксперты называют самым легким, однако напрямую зависящим от решения проблем Керченского пролива и Азова.

«Никакого прорыва на переговорах 7 июня ожидать не стоит, -- заявил «Времени новостей» Василий Яблонский, заведующий оперативно-аналитическим отделом Национального института стратегических исследований при президенте Украины. -- Если бы вопрос морских границ не был частью большой геополитической игры, его бы уже давно решили». По словам нашего собеседника, российская сторона негласно «увязывает решение проблемы морских границ с внешнеполитическими вопросами». В частности, для России «было бы желательно в обмен на урегулирование пограничных вопросов получить от Украины гарантии отказа от вступления в НАТО в среднесрочной перспективе, а также продлить действие договора о базировании Черноморского флота в Крыму на период после 2017 года», полагает г-н Яблонский.