Игра в монополию

Формально азартные игры в Украине запрещены с 2009 года, но по факту в стране существует монополия на так называемые "лотереи". На данный момент, лицензию на продажу азартных билетов имеют четыре оператора - "Украинская национальная лотерея", "Ощадбанк", "М.С.Л." и "Патриот". Но против последних двух с 2015 года действуют санкции, введенные решением СНБО. "Ощадбанк" же вообще, имея лицензию, лотереями не занимается.

Единственным оператором на рынке остается УНЛ. Лицензия на работу в компании закончилась еще в 2014 году. Но на запрос самой УНЛ в Министерстве финансов разъяснили, компания может продолжать работу, так как до сих пор не утверждено постановление Кабмина о лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей. Также говорилось о необходимости внести изменения в ст. 6 Закона "О государственных лотереях", чтобы компания смогла получить новую лицензию.

Согласно реестру лотерей, по состоянию на 30 мая этого года, в Украине выпускают 145 лотерей. Из них - только 21 принадлежит УНЛ. Почти половину лотерей УНЛ запустила в течение трех последних лет, когда на рынке не было конкуренции.

Не лотереи, а игровые автоматы

В одной из парламентских инициатив по игорному бизнесу предлагалось отменить электронную систему приема ставок и само существования терминалов электронной системы принятия ставок. Несмотря на отрицательное заключени Главного научно-экспертного управления по этому пункту инициативы, внефракционный депутат Борислав Береза говорит: под видом электронных лотерей действуют игорные автоматы. Мол, это последствие манипуляции в законодательстве. "Есть жесткий запрет на игорную деятельность (с 2009 года - ред.). Пять миллионов штраф - за незаконную игорную деятельность, - заявил Береза в комментарии РБК-Украина. - Есть еще одна манипуляция, которая очень часто используется. Это - когда показывают сертификат, выдан харьковской одной конторой, которая подтверждает, что эти автоматы не являются игровыми автоматами, это - лотерейный какой-то терминал. На самом деле, мы все понимаем, что это самые настоящие "однорукие бандиты". Украинская фемида очень часто соглашается с этими выводами".

Береза акцентирует внимание на важной теме - когда мы говорим "лотереи" в контексте проблем игорного бизнеса, то подразумеваем все те же запрещенные залы игровых автоматов, но по д другим названием. Одной из ярких иллюстраций проблемы стало решение Хозяйственного суда Киева от 17 мая 2016 года. В иске УНЛ к одному из украинских информагентств суд занял стороны оператора "лотереи". Определил, что терминал электронной системы принятия ставок внутри игорных заведений по своим техническим признакам не является игровым автоматом и используется только как точка доступа к электронной системе принятия ставок.

"Лотерейные терминалы электронной системы принятия ставок, используемых распространителями предприятия со 100% иностранными инвестициями "Украинская Национальная Лотерея", не имеют общего с игровыми автоматами, самостоятельно не определяют результатов розыгрыша, а лишь фиксируют электронный билет и отправляют данные к центральному серверу, также не определяет результатов, а накапливает данные игровые комбинации как игроков, так и те, что были получены по результатам розыгрыша в прямом эфире. Лотерейные терминалы электронной системы принятия ставок имеют только функцию фиксации и передачи данных", - объясняется в решении суда.

Владельцы азарта

О владельцах УНЛ за последнее время в ряде СМИ было написано множество материалов. В 1997 году у "М.С.Л." появился конкурент - "Украинская национальная лотерея" (УНЛ). Одним из основателей компании в 1997 году был предприниматель Валерий Коваленко. Но в 2015 году расследование "Наших грошей" обнаружило, что совладельцем УНН является бизнес-партнер секретаря СНБО Александра Турчинова и бывшего народного депутата от Батькивщины Сергея Терехина - Руслан Лукьянчук, который также в прошлых созывах был в партии Юлии Тимошенко. Сейчас, согласно реестра юридических лиц, конечным владельцем компании является малоизвестный Роман Зенья. По информации издания "Спорт Тернопольщины", Зенья - тренер по велосипедному спорту местной детско-юношеской спортивной школы. В официальном заявлении УНЛ от 18 апреля этого года отмечается, что "Валерий Коваленко был и остается основателем компании УНЛ".

Также кураторство над фактическим монопольным оператором приписывают народному депутату от "Блока Петра Порошенко" и давнему другу нынешнего генпрокурора Юрия Луценко - Александру Третьякову. Впрочем, пока в публичном пространстве никто не привел достоверных доказательств этому факту или какую-нибудь формальную причастность Александра Третьякова к УНЛ.

Единственной "зацепкой" является зафиксированная на видео появление Третьякова вместе с сотрудниками охранной фирмы "Шериф" в офисе оператора в декабре 2015 года. Тогда в помещение под предлогом нахождения там незаконного пункта обмена пришли с обысками сотрудники СБУ и ГПУ. В упомянутом сообщении на сайте УНЛ говорится, что в этот день правоохранители и народные депутаты не позволили реализовать схему незаконного завладения компанией УНЛ.

Сам Третьяков в комментарии РБК-Украина опровергает любые бизнес-интересы в УНЛ. Но говорит, что с владельцем Коваленко у него дружеские отношения. "Ни один сайт, который входит в пятерку, этой фигни (касательно опосредованной принадлежности УНЛ Третьякову, - ред.) не написал, - заявил он. - Русским выгодно (поднимать вопрос о принадлежности УНЛ Третьякову, - ред.). Эта тема активизируется все время перед решением СНБО, и активизироваться в очередной раз начала после нашей поездки в США".

Народный депутат от партии "Свобода", инициатор изменений в Закон Украины "О государственных лотереях в Украине" (относительно усовершенствования государственного регулирования) Михаил Головко вспоминает, что Третьяков также "засветился" на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики в конце 2016 года во время рассмотрения госбюджета. В частности, вопросов налогов на лотереи.

Парламентские игры

В упомянутом законопроекте Головко предлагается передать функцию печати лотерей Минфину, чтобы это осуществлялось на госпредприятии. Таким образом, по замыслу законодателя, государство точно будет знать о тираже лотерей, и тогда никто не избежит налогообложения. Так как раньше, к примеру, "М.С.Л." и "Патриот" печатали их за рубежом, а достоверность тиража лотереи в УНЛ - так же нельзя проконтролировать. Отсюда у автора законопроекта и подсчет ущерба государству - 10 млрд гривен по подсчетам в 2015 году.

Документ предусматривает также отмену нормы о наличии у оператора опыта выпуска и проведения государственных лотерей в лотерейном рынке Украины не менее 10 лет, чтобы убрать монополию.

Законопроект подан в парламент еще в 2015 году, но только в феврале этого года профильный комитет дал "зеленый свет" документу. После этого продвижение проекта остановилось.

Изменить лицо лотерейного бизнеса в Украине в парламенте этого созыва пытались не только "свободовцы". В конце 2014 член фракции БПП Вадим Денисенко внес изменения в законодательство для усиления государственного контроля за лотерейной сферой, которым предусматривается отмена возможности делать "мгновенные ставки". Они также делают возможным существования фактически азартных заведений. Вместо этого предлагается ввести понятие "лотерейный терминал самообслуживания". Судьба этого законопроекта похожа на "свободовский" законопроект. Комитет одобрил его и направил на рассмотрение в сессионный зал, но в повестку дня он не включен до сих пор.

В 2015 году группа народных избранников (в большинстве - "радикалы" во главе с Олегом Ляшко) внесла свои предложения - ввести полную государственную монополии на осуществление лотерейной деятельности, которую, по логике авторов, должен проводить только "Ощадбанк". Впрочем, документ никоим образом не касается вопроса существования мгновенных лотерей или электронных терминалов. Этот законопроект, в отличие от предыдущих, был внесен в повестку дня в феврале этого года. Но не более того.

Ход Кабмина

В исполнительной власти тоже существовали инициативы разрешения проблемы игорного бизнеса - в конце 2014 правительство Арсения Яценюка внесло законопроект "О лотереях в Украине". В случае его принятия параллельно с единым государственным оператором смогли бы существовать и частные. Документ предусматривал, например, что лотерея могла проводиться как в обычном режиме, так и через интернет. С применением лотерейного оборудования и терминалов электронной системы принятия ставок.

Но сейчас даже в "Народном фронте" не все разделяют инициативу Кабмина Яценюка. Народный депутат Виктор Романюк заявляет, что законопроект 2014 никоим образом не урегулирует работу лотерейного рынка. "Они (законопроекты, которые вносились правительством Яценюка, - ред) просто консервировали старую модель. То есть, грубо говоря, есть монополизированный, непрозрачный, коррумпированный рынок. Правительство Яценюка подало законопроект, который предварительно похож на важный документ о государственных лотереях. Но в действительности не решал вопросы и монополизировал рынок, создавал под кого-то всю эту пирамиду, которая накачивала карманы даже российский бюджет", - говорит Романюк.

В то же время Романюк убеждает - пока нет политической воли для изменений правила игры на рынке. Мол, это выгодно тем, кто контролирует сейчас бизнес. Он даже не берется прогнозировать, когда эта политическая воля появится. "Насколько мне известно, это - компании, близкие к группе компаний УНЛ, - заявил Романюк. - Если не принимается какой-то законопроект в интересах рынка, в интересах прозрачных честных правил, значит - за этим стоит большая политика и большие деньги".

Решить проблемы с лицензированием без привлечения парламента в этом году решило и правительство Гройсмана. По требованию Государственной регуляторной службы от 2015 года, в мае 2017-го Министерство финансов опубликовало проект постановления "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей и установлении размера платы за выдачу лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей".

Если документ будет утвержден, то на рынке пока лицензию сможет получить только УНЛ. Согласно пункту 14 лицензионных условий, "не может стать лицензиатом субъект хозяйствования, если к этому субъекту хозяйствования или к его должностному лицу (руководителя, заместителей и лиц, их замещающих) или к его учредителей (юридических и физических человек) применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины "О санкциях". Еще один фильтр - наличие 10-летнего опыта на рынке Украины (если это не государственный банк), из-за чего меньшие игроки лотерейного бизнеса останутся за бортом. Правда, это и так предусмотрено законом "О государственных лотереях в Украине".

В анализе регуляторного влияния к проекту постановления отмечается, что, например, пробелы в законе "О государственных лотереях в Украине" дают возможность привлекать людей к участию в азартных играх под видом государственных лотерей. Но Минфин признает: принятие проекта постановления Кабмина только частично минимизирует недостатки и пробелы законодательства.

Молчание Минфина

Министерство финансов несколько раз пыталось урегулировать работу лотерейных операторов, установив на рынке единые правила игры. Последнюю попытку Минфин предпринял в мае этого года, опубликовав для обсуждения проект лицензионных условий. Министерство предложило установить фиксированную и нефиксированную плату за лицензию. Фиксированную - в размере 100 тысяч прожиточных минимумов (около 162,4 млн грн), нефиксированную - рассчитывать в зависимости от количества пунктов распространения лотерей.

За пределы Минфина документ не вышел. Как объяснил РБК-Украина источник в министерстве, в предложенной редакции лицензионных условий прямо запрещено заниматься лотерейной деятельность компаниям и их должностным лицам, находящимся под санкциями.

Выносить проект условий на утверждение Кабинету министров не спешат как минимум до решения судьбы компаний, которых СНБО заподозрил в наличии "российского следа" - МСЛ и Патриот. Это должно быть политическое решение, намекают собеседники в Минфине. В противном случае, с введением лицензионных условий официально работать сможет только одна компания - УНЛ. Другие формально будут вынуждены уйти с рынка. Подыгрывать одному игроку в ущерб другим в министерстве, по крайней мере, сейчас не хотят. В том числе, и потому, чтобы не создать лотерейного монополиста.