- На Мюнхенской конференции, говоря об Украине, часто вспоминали о перспективах, точнее об их отсутствии, вступления Украины в НАТО. Когда и при каких условиях Украина станет членом Альянса?

- Ответа на эти два вопроса у меня нет. Что я могу сказать, так это то, что нам необходимо вместе работать для того, чтобы подготовить необходимые, для присоединения к Альянсу, реформы. Фактически, мы уже начали их проводить, в частности, начали реформировать вооруженные силы. И я рад, что за последние два года украинские военные силы увеличили свои возможности. И мы будем продолжать работать в этом направлении и дальше.

- Ответственность за войну на Донбассе, аннексию Крыма лежит на России. Об этом постоянно открыто говорится, в том числе, и на самом высоком уровне, включая глав государств. Насколько, по вашему мнению, Россия восприимчива к этим заявлениям? Заставят ли они изменить свое отношение к происходящему и отказаться от своих планов?

- К сожалению, я не думаю, что Россия сейчас нас слушает. Но тем не менее мы должны продолжать хотя бы говорить о том, что Россия нарушила и продолжает нарушать международное право. Ведь она нарушила перед Украиной все взятые на себя обязательства! Мы должны продолжать давление на Россию, включая сохранение санкций. Если же Россия будет продолжать дестабилизировать Украину, то я за то, чтобы усилить западную поддержку Украины, включая поставку оборонительного вооружения, чтобы Украина могла лучше себя защитить. И также необходимо продолжить экономическую помощь Киеву для того, чтобы выполнить необходимые реформы.

- В моей стране уже более двух лет идет война, а вы говорите о том, что для поставок вооружения надо дождаться, чтобы РФ "продолжила дестабилизировать Украину". Где та точка, линия, которую должна перейти Россия, чтобы Запад понял, что "дестабилизация" продолжилась?

- Сложно сказать. Я верю, что критической является имплементация Минских соглашений. Я думаю, их цель ясна - восстановить полностью Украиной контроль над восточной границей. И если это не будет достигнуто, то необходимо разработать "дорожную карту" по реализации этих соглашений. И когда такая карта появится, и Россия не будет выполнять пункты, которые будут иметь конкретные временные рамки, то тогда, я думаю, будет решено предоставить это вооружение.

- Совсем недавно развернулась дискуссия по поводу Минских соглашений. Повод дал посол Германии в Украине Эрнст Райхель, который в интервью РБК-Украина допустил, что выборы на Донбассе могут состояться даже при наличии на территории страны российских войск. Вы допускаете такой вариант?

- Очевидно, что, в таком случае, вы не сможете организовать свободные и справедливые выборы на оккупированной территории. Поэтому абсолютно понятно, что необходимо восстановление полного контроля над восточной границей, вывести все российские войска, и в принципе - все российское вооружение. Только тогда можно проводить выборы.

– Насколько ваше видение урегулирования ситуации на востоке Украины отличается от того, как оно прописано в Минских соглашениях? Вы бы добавили в этот текст, если была такая возможность, что-то свое?

- Нет, мне нечего добавить. Я думаю, что нам нужна четкая "дорожная карта" по их выполнению. Мне непонятно, как и когда Украина может восстановить полный контроль над восточными территориями. Поэтому нужно фокусировать внимание именно на этом. И я думаю, необходимо подчеркнуть, что суверенная страна должна полностью контролировать свои границы.

- Кто должен написать эту "дорожную карту"?

- Думаю, что это должны быть участники "нормандского формата".

- В Европе сейчас происходит усиление боевых подразделений США и стран НАТО. Вы допускаете военное противостояние Запада с Россией?

- Очень редко конфликты имеют военные решения. Тем не менее военные могут сыграть очень важную роль для того, чтобы оказать необходимое давление. Именно поэтому я и говорю: если Россия будет продолжать дестабилизировать ситуацию, то мы должны предоставить Украине оборонительное вооружение. Не для того, чтобы эскалировать ситуацию, а, наоборот, для того чтобы предупредить войну подобными сдерживающими механизмами, тем самым продемонстрировать, что продолжение дестабилизации будет иметь для них очень высокую цену. Если говорить в долгосрочной перспективе, то, конечно, необходимо думать о гораздо большем, чем военное решение. Нужна будет конституционная реформа в Украине, выборы, экономические и социальные изменения, предоставлять фонды для развития.

- Вы допускаете, что в какой-то момент слова перестанут действовать и Украина может перейти в атаку и вернуть свои же территории?

- Это должна решать Украина. Но то, что Запад мог бы сделать - это выполнять взятые  обязательства по Будапештскому меморандуму 1994 года. Украина отказалась от своего ядерного оружия, взамен получила гарантии существования государства в существующих границах, включая и Крым, сохранение территориальной целостности. Поэтому, я думаю, что и США, и Великобритания, как страны-гаранты, должны сделать Украину более способной себя защитить.

- Вы - советник президента Петра Порошенко. Вы готовы предложить ему  забыть о дипломатии и вернуть свою территорию военным путем?

- Нет. Никогда нельзя забывать о дипломатии. Но всегда нужно помнить, что дипломатии может помочь военное давление. Я верю, что вы можете легче достичь желаемого политического решения, если добавите к нему военный компонент.

Интервью состоялась благодаря поддержке Фонда Виктора Пинчука