Знакомство

"Владимир Омельян никогда бы не пошел против Гройсмана, если бы не был уверен, что за его отставку не проголосуют 140 депутатов от БПП. Мы дали ему такую уверенность", - говорит РБК-Украина влиятельный депутат от БПП, близкий к первому заместителю главы этой фракции Игорю Кононенко. В команде друга президента неофициально подтверждают, что поддерживают главу Мининфраструктуры. Якобы именно эта поддержка позволила Омельяну год назад занять кресло министра.

Как известно при формировании кабинета Владимира Гройсмана должность главы Мининфраструктуры и еще пять портфелей отошли "Народному фронту". "Они (НФ, - ред.) тогда предложили на эту должность Валерия Лунченко. Но его кандидатура не имела шансов пройти согласование в  посольстве США. Тогда мы предложили Омеляна, они не возражали, но согласились внести его только при условии, что его первым замом будет Кравцов (Евгений Кравцов, первый замминистра инфраструктуры, - ред.)", - рассказывает собеседник РБК-Украина в окружении Кононенко.

Омельян уверяет - к его отношению руководство БПП отношения не имеет. В разговоре с РБК-Украина он сказал, что познакомился с Игорем Кононено летом прошлого года, когда министр искал поддержки парламетариев по вопросам создания дорожного фонда и децентрализации Укравтодора. Отрицает Омельян и факт того, что Кононенко и его команда влияют на работу его министерства. "У меня нет с ними (руководством БПП, - ред.) никаких договоренностей. Я ориентируюсь на позицию "Народного фронта", - заверяет Омельян.

Тем не менее, ранее в интервью УНИАН он рассказал, что именно первый замглавы фракции БПП познакомил его со Славомиром Новаком, который в октябре 2016 года, по предложению министра, был назначен главой "Укравтодора". "Это был Игорь Кононенко, история очень простая. Как-то мы с ним общались по поводу дорожной сферы, поскольку я стараюсь подходить к каждому депутату, чтобы донести, что Украине необходимо финансирование дорог. И он сообщил, что имеет на примете хорошего человека, которого можно рассмотреть советником по вопросам автодорожного хозяйства, Я с ним познакомился, и поскольку, в то время была ваканта должность руководителя "Укравтодора" – предложил его на эту должность. На самом деле, я счаслив, потому что, имея тот список людей, которые претендовали на должность руководитя "Укравтодора", и сравнивая их с Новаком – это небо и земля. Небо – это Новак", - сказал Омельян.

Игорь Кононенко не нашел времени пообщаться с РБК-Украина по этому вопросу.

Фото: Игорю Кононенко, который 27 декабря 2016 года неожиданно оказался на итоговой пресс-конференции Мининфраструктуры, передал слово Владимир Омелян (фото РБК-Украина)

"Народный фронт", по квоте которого Омельян стал министром инфраструктуры, не спешили вступиться за него в конфликте с Гройсманом. Так, собеседники РБК-Украина в Кабмине утверждают, что три недели назад, на заседании правительства, где у Омельяна произошла перепалка с Гройсманом по поводу его решения переподчинить "Укрзализныцю" МЭРТ,  Арсен Аваков - наиболее влиятельный представитель НФ в Кабмине, в конфликт не включился и молча наблюдал за происходящим. "Это не конфликт Омельян - Балчун. Это, скорее, конфликт АП и Гройсмана, - говорит собеседник РБК-Украина в НФ. - Кто-то получил влияние на министра. Вернее, он нашел это влияние. И этот кто-то - не мы".

С депутатами от НФ и экс-премьером Арсением Яценюком Омельян смог пообщаться только в этот понедельник, 6 февраля. Он подробно проинформировал депутатов и экс-главу правительства Арсения Яценюка, как, по его мнению, обстоят дела в "Укрзализныце".  По итогам заседания фракции, депутаты решили, что займутся проверкой работы этого госпредприятия и поддержали Омельяна.

Новый тандем

"Укрзализныця" не единственное госпредприятие, которое Владимир Гройсман пытается переподчинить правительству. Осенью прошлого года Кабмин усилил свой контроль над еще одной  госкомпанией - НАК "Нафтогаз Украины". Это произошло после того, как неожиданно МЭРТ, которое на тот момент управляло этим госактивом, переподчинило себе напрямую "дочку" НАК - оператора украинской  ГТС - "Укртрансгаз". Тогда МЭРТ внес изменения в устав НАК "Нафтогаз Украины" и расширил полномочия высшего органа компании - общего собрания акционеров. Изменения предполагали, что собрание будет решать вопросы "управления оператором ГТС, избрания глав, членов набсовета и правления оператора ГТС". 100% акций компании владеет государство, а управлял ими - МЭРТ. 

Такое решение вызвало резкую реакцию со стороны председателя правления НАКа Андрея Коболева, которого МЭРТ по сути лишил тогда возможности контролировать деятельность "Укртрансгаза". Ведь до этого 100% акций ГТС находились в управлении "Нафтогаза". Тогда Коболев развил мощную информационную кампанию, и в итоге через несколько дней Гройсман вмешался в конфликт МЭРТ и "Нафтогаз Украины", приняв "вынужденное решение" переподчинить НАК правительству напрямую.

В обоих случаях – переподчинения "Укртрансгаза" и "Укрзализныци", - правительство получило прямой контроль над этими госактивами через первого вице-премьера Степана Кубива.

История о том, благодаря кому Кубив попал в правительство, известна не до конца. По одной версии его кандидатуру внес лично Петр Порошенко, который тем самым "рассчитался" с ним за добровольный уход в 2014 году с должности главы Нацбанка, что позволило президенту предложить парламенту назначить на его место Валерию Гонтареву. По другой, версии, на переговорах по формированию Кабмина отправить Кубива в правительство предложил отправить Юрий Луценко, который в то время был главой парламентской фракции БПП.

Нынешний первый вице-премьер, до перехода в правительство был народным депутатом БПП и представителем президента в парламенте. Как бы там ни было, сейчас Кубив действует в связке с Гройсманом. Впрочем, Кубиву не впервой менять команды. До 2014 года он был соратником Арсения Яценюка, строил вместе с ним партию "Фронт змин", а затем, вместе с экс-премьером, перешел в "Батькивщину", благодаря которой возглавил Нацбанк после Революции Достоинства.

Превентивный удар

В команде президента, попытку Гройсмана переподчинить "Укрзализныцю" не одобрили. "Кабмин немного заигрался. Сегодня он хочет забрать себе "Укрзализныцю", завтра - Укравтодор, послезавтра еще что-то. Мы это не поддерживаем", - говорит РБК-Украина собеседник в окружении Игоря Кононенко. В то же время он утверждает, что негласная поддержка Омельяна со стороны руководства БПП - отнюдь не начало войны с Гройсманом. Эта поддержка - намек премьеру, сигнал "не заплывать за буйки".

То, что Владимир Гройсман набирает политический вес и может действовать самостоятельно - факт. За почти год работы в должности премьера Владимир Гройсман (а до этого в качестве спикера) он не раз продемонстрировал способность собирать в парламенте голоса под необходимые правительству законы, действуя без чьей либо помощи. Например, он лично занимался сбором голосов депутатов при двух голосованиях за закон о госбюджете-2017. Правда, справедливости ради стоит сказать, что перед итоговым голосованием в Верховную Раду все равно приехал президент.

Далеко не все депутаты от БПП поддерживают Омеляна в его борьбе за сохранение влияния на УЗ. Так, на сторону главы этой госкомпании - Войцеха Балчуна - открыто встали народные депутаты, братья Ярослав и Богдан Дубневичи. И это объяснимо. Ранее, в интервью РБК-Украина, Омелян заявил: "Я, как политик и министр заявляю, что мне известно о влиянии политических сил на УЗ, в том числе в лице Ярослава Дубневича. Правда это или неправда должны выяснить правоохранительные органы, которым мы передали те факты, которые у нас есть, и еще раз обязательно передадим полностью".

Так что, если дело все же дойдет до голосования в парламенте отставки Омеляна, то, чтобы защитить своего негласного протеже, Игорю Кононенко придется не только соревноваться с Гройсманом за то, чтобы склонить депутатов на свою сторону, но и влиять на оппонентов министра в собственной фракции.

Падающего - подтолкни

Премьеру сейчас не с руки ссориться с депутатами президентской фракции, ведь через два месяца он лишится иммунитета от отставки, и Верховная Рада сможет поднять вопрос о его увольнении. О том, что правительство нужно отправить в отставку, уже заявила лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко. "Надо инициировать вопрос отставки непрофессионального, коррумпированного правительства Гройсмана, и сделать это как можно быстрее. Наша фракция будет инициировать подписание такого проекта постановления об отчете правительства, о выражении ему недоверия и об отставке правительства Гройсмана", - сказала Тимошенко 6 февраля на согласительном совете парламентских фракций.

По информации РБК-Украина, проект постановления уже написан и сейчас проводится его уточнение юристами "Батькивщины". "По-моему всем очевидно, что правительство ведет антисоциальную политику, а Владимир Гройсман не справляется со своими обязанностями. Поэтому мы считаем, что он должен сам подать в отставку, либо же после окончания иммунитета правительства парламент его уволит", - заявил изданию народный депутат Игорь Луценко ("Батькивщина") .

В то же время, источники во фракции в неофициальных беседах утверждают, что заявление про отставку правительства Юлия Тимошенко сделала не спонтанно. "Учитывая, что сейчас у Гройсмана конфликт с президентом, то  появляются шансы, что он будет уволен. Вот мы и решили поднять эту тему", - заявил еще один депутат от "Батькивщины".