После трех дней противостояния и скандалов Владимир Гройсман, БПП и "Народный фронт" смогли поделить состав Кабмина. Как это было, следило РБК-Украина.

В среду вечером парламентская коалиция наконец-то выдвинула кандидатуру Владимира Гройсмана на пост премьера. Это случилось несмотря на то, что накануне кандидат угрожал не только отказаться от выдвижения, но и покинуть пост спикера. Однако он изменил свое мнение, как только избавился от перспективы получить первым замом замглавы Администрации президента Виталия Ковальчука.

В результате трехдневных торгов между БПП, "Народным фронтом" и Гройсманом в новом Кабмине будет 23 министра, из которых 6 вице-премьеров.  Переговоры закончились в 4 часа утра среды. И вице-спикер Андрей Парубий, который впервые был на таком собрании, а потом еще вынужден был вести заседание Рады, не скрывал от коллег, что выглядело это все "очень печально".

Более того, увидев как торгуются верхи, депутаты фракций-членов коалиции тоже решили проявить свои аппетиты. В результате этого в НФ случился конфликт вокруг должности министра инфраструктуры,  Вячеслав Кириленко останется работать в Кабмине, кандидат на МОЗ так и не определен,  а в Украине появилось новое министерство по вопросам АТО и оккупированных территорий.

Утренее похмелье

После того как понедельничная фракция БПП закончилась скандальным сообщением, что Гройсман отказывается от выдвижения, если в Кабмине не будет его людей, депутатов распустили по домам до вторника. Правда, многие из них еще поехали потом праздновать день рождения Сергея Березенко. Ему исполнилось 32 года. Поэтому утром не все пришли вовремя.

- О, вот и Березенко проснулся и пришел на фракцию, а президента все нет, - развлекал как мог коллег глава фракции Юрий Луценко.

Он рассказал им, как прошла ночь накануне. По словам Луценко, когда он приехал на Банковую после угрозы президента действительно заменить кандидатуру премьера, спикер передумал и даже согласился на кандидатуру Виталия Ковальчука.

- По моим данным, сейчас разногласия есть по 3 позициям - МОЗ, министр по вопросам временно перемещенных лиц (кто-то во фракции предлагает Вадима Черныша, но Гройсман говорит, что Владимир Кистион прекрасно справится и с этим) и Минэнерго, - сказал Луценко. Но на личности министров не переходил.

Вместо этого он рассказал о другой проблеме.

- Гройсман то согласился, но Яценюк об этом не знает. Он уехал до того, как Гройсмана уговорили и обещал подумать, что делать дальше, - рассказал лидер фракции БПП.

Тем временем  журналисты собирали в кулуарах тревожные слухи, что из аппарата ВР то исчезало, то опять появлялось заявление действующего премьера  об отставке.

Депутаты "Народного фронта" не скрывали недовольства. "Яценюк выполнил все условия и ему не хочется быть в непонятном статусе и.о., если Гройсман опять передумает", - говорила Виктория Сюмар.

Ближе к 10 часам президент таки приехал в парламент. По словам депутата Ирины Геращенко, он застрял в пробке.

Только в компании президента в зал собрания зашел Гройсман.

- Оба были серые, видно, что не спали. И в их общении виден был холодок, - рассказывал потом РБК-Украина  один из депутатов на условиях анонимности.

Президент поблагодарил депутатов за понимание и то, что одобрили переформатирование коалиции. А дальше дал Гройсману возможность огласить состав Кабмина.

Большинство кандидатов были встречены аплодисментами, включая руководителя аппарата Александра Саенко. А вот к винницким соратникам Гройсмана возникли вопросы.

Когда на МОЗ была озвучена кандидатура Андрея Ревы, Александр Третьяков поинтересовался, почему именно он.

- А посмотреть на него можно? – недовольно буркнул депутат.

- Да, конечно. Перед голосованием мы все на всех посмотрим и себя покажем, - важливо ответил Гройсман.

- Мы можем дебатировать 2,3,5 дней. Я никуда не спешу, - добавил Гройсман.

Эти слова сильно возмутили президента.

- А я не поддерживаю утверждение Владимира Борисовича, что он никуда не спешит и страна никуда не спешит. Я думаю, что он спешит, и это была обмолвка. Мы не можем оставлять страну в ситуации безвластия, - заявил президент. Он призвал депутатов, если нужно поработать 15-16 часов, но принять решение.

В ответ Гройсман сказал, что хотел бы, чтобы в пакете с составом Кабмина было принято и решение о поддержке программы Кабмина, которое  даст ему годичный иммунитет. Но президента все-таки волновали сроки голосования.

- Так у меня все таки вопрос - у нас что сегодня низкая явка? Почему мы не можем перейти к формальной процедуре?, - недовольно бурчал он.

- Так у нас же есть еще вопросы по министрам, и это важно для принятия, в том числе, моего персонального решения,  - не менее недовольно ответил Гройсман.

- Так это ваше право, - невозмутимо отрезал президент. – Но думаю, мы можем это за полчаса решить. А затягивание времени оно отдаляет компромисс, появляються какие-то новые идеи.

После этого президент вернулся на Банковую с Гройсманом. Следом за ними уехали Юрий Луценко и Игорь Кононенко.

Дважды в одну реку

В 2 часа во вторник должна была быть еще одна фракция БПП и обсуждение кандидатов. Но вместо нее с Банковой приходили СМС, что там "то же самое", что и в понедельник, и "Гройсман опять встал не с той ноги".

"Его давят, загоняют в рамки, которые я бы условно назвал Кононенки-Березенки. А он хочет реформ и не хочет схем", - объясняли собеседники в окружении Гройсмана.

Дискуссии велись вокруг Минэкономики. Гройсман там видел Юлию Ковалив, а ему предлагали близкую к Кононенко Нину Южанину или верного президенту Геннадия Зубко.

На Минэнерго вместо Владимира Демчишина пытались завести главу Нацкомиссии по энергетике, выходца из близкого президенту инвестфонда ICU Дмитрия Вовка.

Кроме того, с МОЗ сбивали кандидата от Гройсмана Реву. Ведь разные группы в БПП имели своих кандидатов: группа Березенко поддерживала руководителя института Шалимова Александра Усенко, а группа Третьякова-Загория - главу кировоградского онкоцентра Константина Яринича.

Но главной была битва за первого вице-премьера. Гройсман был категорически против Ковальчука.

Не помогла даже отдельная встреча президента, Гройсмана и кандидата в первые вице-премьеры.

 "Он даже Яценюка сегодня обвинил, что тот его уговорил на Ковальчука. По-моему, он его боится - Ковальчук ведь очень опытный чиновниу. И может его обыграть», - говорит один из депутатов "Народного фронта".

У Гройсмана это обьясняли не личным конфликтом,а просто желанием привлечь других специалистов.

Так или иначе, в полпятого Юрий Луценко сообщил фракции через чат в Viber, что переговоры опять в тупике,  и если решения не будет, то президент отправит Раду на перевыборы.

"С утра няньчимся, но терпение уже лопнуло. Будем искать нового кандидата", - написал автору один из членов стратегического совета.

В это же время Арсен Аваков написал в Twitter, что терпение на пределе. Еще чуть позже появилась информация, что НФ может рассмотреть на своей фракции кандидатуру Луценко.

В 20-00 "фронтовики" уехали в Кабмин.

"Естественно, что никакого Луценко мы не обсуждали. Есть другой кандидат - Степан Кубив, а Гройсман там вообще угрожает отказаться даже от спикерства", - признался один из фронтовиков.

Тем временем БПП и АП замену кандидата не подтверждали.

"Безусловно, это был блеф и игра на нервах", - говорит представитель АП, хотя фронтовики и правда обещали ехать заслушивать Кубива.

Следует отметить, что ранее в раскладах экс-глава Нацбанка фигурировал как кандидат в вице-спикеры. Потом, в случае назначения Юрия Луценко в ГПУ его рассматривали как кандидата на главу фракции.

Но и во второй раз шантаж заменой кандидата подействовал.

А Степан Кубив неожиданно получил должность первого вице-премьера и министра экономики.

"Он будет нормальный глава штаба, как Турчинов при Тимошенко", - уверяет Юрий Луценко.

При этом, следует отметить, что Кубив удобен как президенту, так и НФ, по  чьему списку он был депутатом в прошлом созыве.

Ловить рыбку в мутной воде

Противостоянием в верхах воспользовались и рядовые депутаты. Так, во вторник вечером часть депутатов-"фронтовиков" потребовала заменить кандидатуру Владимира Омеляна в Мининфраструктуры на экс-губернатора Закарпатья Валерия Лунченко.

Несмотря на то, что Омелян прошел международный аудит, нашим бизнесменам захотелось своего, - говорит представитель НФ.

Ситуацией воспользовался и Вячеслав Кириленко, считавшийся сбитым летчиком с Минкульта.

- Он устроил нам плач, что  не хочет терять должность. Лидеры сказали, что выбили для него должность вице-премьера. Он не захотел. Даже готов был поменяться с Нищуком местами. Мол, пусть он будет моим начальником, но у меня будет министерство, - рассказывает однопартиец Кириленко.

- И тут, значит, когда его уже почти уговорили, встает Юрий Тимошенко и говорит: А давайте вообще откажемся от Мининфрастурктуры и выменяем его на Минкульт.  Лидеры чуть под стол не упали, - добавляет депутат.

Тем временем фракция БПП не могла определиться с судьбами трех должностей. Еще во вторник часть депутатов во главе с Александром Третьяковым начали лоббировать назначение Вадима Черныша на должность связанную с АТО и проблемами переселенцев. Владимир Гройсман заниматься этим жирным куском бюджетных отчислений хотел поставить Кистиона.

В среду утром Третьяков стал говорить о том, что выйдет из фракции, что автоматически означало и то, что кандидатуру Гройсмана внести не смогут. В результате торгов после обеда появилось целое министерство по вопросам АТО.

Со второй попытки фракция поддержала на Минэнерго Игоря Насалика.

А вот на МОЗ кандидатуру так и не удалось найти. директор Национального института хирургии и трансплантологии им. Шалимова Александр Усенко сначала дал согласие, но потом отказался.

"Все согласовали, но у него забыли спросить", - объяснил Сергей Березенко, с которым и связывали выдвижение данной кандидатуры.

Фракция попыталась впопыхах уговорить члена профильного комитета "ударовку" Марию Ионову пойти на эту должность, но депутат пока отказалась. Еще одним кандидатом назвали Константина Ищейкина,

Ищейкин до избрания в Раду занимал должность заведующего кафедрой внутренних болезней и медицины неотложных состояний по дерматологии и венерологии в Украинской медицинской стоматологической академии.

После заседания коалиции он долго беседовал под Радой с тем же Третьяковым. А на вопрос РБК-Украина ответил, что готов к вызовам, но решение принимает фракция.

На момент выдвижения Гройсмана журналисты узнали, что в Кабмине не будет Дмитрия Шимкива. Он, по версии депутатов БПП якобы обиделся, что  с ним не проконсультировались.

Не обошлось без скандала и в "Народном фронте" - депутатам бизнесменам не удалось отстоять Лунченко на должность главы Мининфраструктуры, и эта должность останется за нынешним замом министра Владимиром Омеляном.

"Конечно, его выступление на фракции - это была лекция настоящего "ботана" в хорошем смысле этого слова", - говорит один из депутатов НФ.

Но на этом скандалы не закончились.

Когда депутаты заходили в Раду, журналисты узнали новость, что Аркадий Корнацкий выходит из БПП.

- Ничего такого не знаю, - ответил журналистам Игорь Грынив.

- Думаю, это фейк, - пожал плечами Андрей Иванчук. Но на вопрос есть ли запасной голос, не ответил.

Но заявление Корнацкого в аппарате так и не появилось. На собрании коалиции оно тоже не обсуждалось. Видимо, там быстро поняли, что поскольку оно не зачитано в сессионном зале, то силы не имеет. Вечером же депутат заявил 112, что передумал уходить из фракции.

В целом все было очень мирно и скучно, как на собрании КПСС.