На днях президент Европейского совета Дональд Туск на встрече с президентом Украины Петром Порошенко в Брюсселе заверил украинскую сторону, что либерализация визового режима произойдет "так быстро, как только это будет возможно". Отчет Еврокомиссии по поводу выполнения Украиной плана действий по визовой либерализации украинцы ждали 15 декабря. Однако он был перенесен, а сегодня стало известно, что выводы ЕК являются позитивными для Украины - документ обнародован на сайте Еврокомиссии.
Посол ЕС в Украине Ян Томбинский в интервью РБК-Украина, которое состоялось 16 декабря, рассказал о причинах переноса даты отчета, о сроках по завершению всех необходимых процедур для введения безвизового режима с Украиной и о выполнении условий либерализации украинской стороной.
РБК-Украина: Какие причины переноса отчета Еврокомиссии о выполнении Украиной плана действий по визовой либерализации?
Ян Томбинский: Предполагалось, что отчет будет в декабре. Как всегда, нужно время, чтобы поставить все точки над i. И я уверен, что они появятся. Безвизовый режим - это двусторонние обязательства. Мы начали процесс визовой либерализации еще в 2010 году, и он предусматривает усиление взаимоотношений между Украиной и ЕС.
Мы, в ЕС, заинтересованы в учреждении безвизового режима с Украиной. Но как это часто бывает, существует политический контекст, в частности, по поводу обсуждения миграционных проблем. Но они не связаны с Украиной. Это более масштабная европейская проблема, в которой никто не говорит о нелегальной миграции из Украины.
РБК-Украина: Можно ли говорить, что обнародование отчета отложили для того, чтобы Порошенко в Брюсселе обсудил некоторые детали?
Ян Томбинский: Чтобы принять решение, нам нужна уверенность в том, что вещи, принятые во время второй фазы процесса обсуждения безвизового режима, будут последовательно воплощены в жизнь и заработают на практике.
РБК-Украина: Правда ли, что ЕС ожидает от президента Порошенко письменных гарантий в проведении борьбы с коррупцией?
Ян Томбинский: Я не могу сказать, каким образом это будет сделано. Но нам необходимо понять, насколько те институты, которые были созданы для борьбы с коррупцией (Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, - ред.), обеспечены финансовыми ресурсами в бюджете на 2016 год.
Не все понятно в бюджете. Мы рассчитывали, что все его положения нам будут известны к 15 декабря. Речь не идет о том, чтобы эти органы были созданы только на бумаге - они должны иметь возможность функционировать, а на это нужны средства. Бюджет - лучший пример политической воли.
РБК-Украина: То есть причина задержки оглашения отчета - это до сих пор не принятый бюджет на 2016 год?
Ян Томбинский: Один из вопросов ЕС касался того, чтобы все эти институции владели необходимыми средствами, что позволило бы им эффективно работать.
РБК-Украина: На решение ЕК мог повлиять скандал в парламенте, произошедший из-за действий депутата Олега Барны в отношении премьера в прошлую пятницу? И была ли реакция ЕС на такие действия?
Ян Томбинский: Не было какой-то реакции, потому что на такие вещи трудно реагировать. Это говорит о необходимости создания политической культуры. Один депутат, который делает такие вещи, разрушает доверие населения к всему парламенту. А парламент тем отличается от улицы тем, что там проблемы решаются путем голосования и обсуждения, а не нападением на человека.
РБК-Украина: Насколько Украина выполнила план действий по либерализации визового режима, и какие новые требования ЕК выдвинет Украине?
Ян Томбинский: Я не буду об этом говорить. Ответ на этот вопрос - в отчете Европейской Комиссии. Это можно сравнить с забегом: когда бежишь стометровку, то очень важен последний метр или даже сантиметр. Я не буду спекулировать на этой теме.
РБК-Украина: Говорят, что наиболее проблемными вопросами для ЕС являются отсутствие антидискриминационной нормы по поводу сексуальной ориентации в проекте нового Трудового кодекса, а также избрание только трех из пяти членов Нацагентства по предупреждению коррупции. Так ли это?
Ян Томбинский: Все эти вопросы проблемные. Нужно построить доверие, чтобы выполнение этих положений не откладывалось на последнюю минуту, чтобы нам не приходилось за это воевать или писать обращения, и постоянно поощрять это делать. Это в интересах украинцев.
Что касается Нацагентства по предупреждению коррупции, прошло полгода с тех пор, как был одобрен соответствующий закон. Такое состояние дел демонстрирует, что еще нет политической воли для выполнения закона. И когда министры стран ЕС будут принимать решение, они также будут учитывать такие вещи.
РБК-Украина: А что касается поправки к проекту Трудового кодекса?
Ян Томбинский: Поправка к Трудовому кодексу была принята. Меня заверили все лидеры украинских политических партий, что эта норма будет присутствовать и в новом Трудовом кодексе.
РБК-Украина: Говорят, что двое из трех избранных членов Нацагентства по предупреждению коррупции являются лицами, приближенными к премьеру Арсению Яценюку. Как эту информацию воспринимают в ЕС?
Ян Томбинский: Мы не имеем персональных претензий. Но я слышал все эти комментарии. По моему мнению, нет в мире полностью независимых людей. Мы все зависимы от кого-то. Кроме того, надо думать о создании органов с долгосрочной целью. Чтобы когда два близких к кому-то лица получали руководящие должности, это не означало, что система будет работать под них в течение следующих пяти лет.
РБК-Украина: Президент подписал законопроект о Нацагентстве по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений без экспертного заключения Европейской Комиссии и якобы парламент одобрил его не в соответствии со всеми рекомендациями Европейского Союза?
Ян Томбинский: Это очень сложный закон. Все комментарии и экспертизы (ЕС - ред.) украинскому парламенту были предоставлены. Возможно, не все они были учтены. Стоит заметить, что этот закон - новый для украинских реалий. И поэтому нам нужна уверенность, что соответствующие органы будут не только утверждены законодательно, но и смогут работать.
Возможно, президент Порошенко обсудит с европейскими коллегами, как сделать так, чтобы Нацагентство было эффективным. Сейчас трудно оценить действия органа, который еще не заработал.
РБК-Украина: Нет ли у ЕС опасений по поводу боевых действий и отсутствия контроля над украинской восточной границей в связи с предоставлением безвизового режима для Украины?
Ян Томбинский: Конфликт вызывает обеспокоенность в ЕС, но мы не остановим безвизовый диалог. Это тема, над которой мы начали работать не сегодня и не вчера, а почти 20 месяцев назад. И темп в последнее время ускорился.
РБК-Украина: Будут ли готовы страны-члены ЕС к либерализации визового режима с Украиной после позитивного отчета Еврокомиссии, и сколько времени потребуется для завершения всех необходимых процедур?
Ян Томбинский: С момента, когда страны-члены ЕС предоставили мандат на начало переговоров, они сигнализировали, что конечной целью является достижение безвизового режима для Украины. К тому же, Европейская Комиссия настроена быстро - в начале 2016 года - подготовить проект законодательных изменений к Регламенту ЕС по поводу пересечения границ ЕС, что бы открыть эту возможность Украине.
Когда эта дискуссия перейдет на уровень Совета ЕС, не могу предсказать. Я слышу от послов, которые представляют европейские государства в Украине, комментарии об очень позитивном отношении к либерализации визового режима. То есть, в этом я не вижу проблем. В ЕС существует такой принцип: "меньше скажешь - больше сделаешь".
РБК-Украина: По процедуре, какие шаги должна сделать европейская сторона после обнародования отчета?
Ян Томбинский: В отчете EК прописываются рекомендации для перехода к безвизовому режиму. Затем этот отчет будут обсуждать страны-члены ЕС. По моим данным, этот процесс планируется начать с января. После обсуждения ЕК предложит изменения в Регламент ЕС, который должны одобрить Европейский Совет и Европейский Парламент. Это все можно завершить уже в первые месяцы 2016 года.
РБК-Украина: На кого будет распространяться действие безвизового режима?
Ян Томбинский: Это будет открытие безвизового режима для всех граждан Украины, которые имеют биометрические паспорта. Владельцы обычных загранпаспортов будут вынуждены получать визы для поездок в Европу, пока не оформят биометрический паспорт. Законодательство ЕС предусматривает, что в рамках безвизового режима на территории ЕС можно находиться до 90 дней в течение 180 дней. То есть, эти ограничения не дают возможности работать и остаться жить в странах ЕС. Безвизовый режим предназначен для туристических целей, а не для того, чтобы содействовать трудовой миграции.
РБК-Украина: Все же могут ли быть предусмотрены какие-либо ограничения для украинцев после визовой либерализации?
Ян Томбинский: Они были нужны для визового режима. Сейчас, когда есть биометрический паспорт, вы сможете купить билет и полететь в любую страну ЕС.
Беседовала Надежда Андрикевич