Центризбирком принял решение, что местные выборы на оккупированных территориях Донбасса 25 октября не состоятся. К тому же, по итогам переговоров "нормандской четверки" 2 октября в Париже, была достигнута договоренность, что такие выборы пройдут не ранее чем через три месяца после принятия специального закона. В пропрезидентской фракции "Блок Петра Порошенко" прогнозируют, что они могут состояться уже в апреле 2016 г.

Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера в интервью РБК-Украина рассказал о том, когда и по какой избирательной системе, по его мнению, нужно проводить местные выборы на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, и возможны ли де-факто такие выборы по украинскому законодательству и под контролем ЦИК.

РБК-Украина: Как вы относитесь к идее проведения выборов на оккупированном Донбассе в апреле 2016 г., о чем заявляли во фракции "Блок Петра Порошенко"? Возможно ли это?

Андрей Магера: Я хочу подчеркнуть, что одного желания или нежелания ЦИК или кого-либо из ее членов здесь мало. Должно быть решение высших органов государственной власти - президента, парламента, принятие соответствующего закона. ЦИК будет воплощать в жизнь нормы того закона, который будет принят, в частности, и в отношении проведения выборов на тех территориях, которые на сегодняшний день являются оккупированными.

Но не лишним будет напомнить, что проведению выборов на оккупированных территориях должны предшествовать определенные предпосылки. Во-первых, должна быть демилитаризация соответствующей зоны. Во-вторых, с территории Украины должны быть выведены иностранные войска. В-третьих, должен быть наведен порядок на российско-украинской государственной границе. В-четвертых, должны быть созданы безопасные условия для работы членов избирательных комиссий, для волеизъявления избирателей, деятельности всех без исключения СМИ и политических партий.

РБК-Украина: Но соблюдение этих условий сейчас выглядит очень нереалистичным...

Андрей Магера: Если процесс, который не имеет ничего общего с демократическими процедурами, назвать "выборами", он от этого он выборами не станет. Поэтому любой процесс должен отвечать своему содержанию. Если он не будет соответствовать содержанию, возникнет вопрос не только о признании легитимности этих выборов в пределах Украины, но и за ее пределами, такими уважаемыми институтами как ООН, Совет Европы, ОБСЕ и др.

РБК-Украина: Известно ли вам что-нибудь о наработках специального законопроекта о проведении местных выборов на оккупированных территориях Донбасса? Кто его будет разрабатывать: парламент или трехсторонняя контактная группа? Консультируется ли парламент с ЦИК по этим вопросам?

Андрей Магера: ЦИК ничего не известно о наработках какого-либо законопроекта по этому поводу. Возможно, здесь есть смысл обратиться в комитет (парламентский Комитет по вопросам правовой политики и правосудия, - ред.), и там бы предоставили более полную информацию, действительно ли что-то готовилось или готовится. Но у меня такое ощущение, что и в комитете не имеют каких-либо материалов по этому вопросу.

РБК-Украина: Возможны ли в принципе выборы на Донбассе по украинскому законодательству?

Андрей Магера: Могут ли такие выборы пройти по законодательству Украины? Могут и должны. Вопрос только в том, должен ли это быть исключительно закон "О местных выборах", или это должен быть закон "О местных выборах" плюс закон "Об особенностях проведения выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Мы должны для себя определиться, какой вариант является наиболее подходящим в данных условиях.

Я больше склоняюсь ко второму варианту, потому что избирательный процесс в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, хотим мы этого или не хотим, все равно имеет свои особенности. Там, скажем, не функционируют областные советы. Их функции на сегодняшний день выполняют областные военно-гражданские администрации (ВГА). Это уже влияет на сам ход избирательного процесса, так как именно на эти органы - ВГА - положено материально-техническое обеспечение избирательных комиссий.

Это я привел один из примеров. Других особенностей может быть много, и отдельный закон мог бы их урегулировать. Вместе с тем, это не означает, что этот закон был бы вечным. Можно было бы принимать его исключительно как временный, скажем, со сроком действия в один год.

РБК-Украина: По какой избирательной системе могут пройти такие выборы?

Андрей Магера: В данном случае я выскажу не мнение Центризбиркома, а свое частное. Даже несмотря на то, что я достаточно критически отношусь к действующему закону "О местных выборах", в частности, к избирательной системе, которая там сейчас прописана, думаю, что выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в части избирательной системы не могут отличаться от тех, которые проводятся на общегосударственном уровне.

РБК-Украина: Некоторые народные депутаты отмечают, что по действующей системе невозможно провести выборы на оккупированном Донбассе, потому что практически все местные ячейки партий прекратили там свое функционирование в связи с оккупацией. Как быть в этой ситуации?

Андрей Магера: Мы могли бы предусмотреть эти моменты в законе "Об особенностях проведения выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Например, чтобы кандидатуры подавали областные организации соответствующих партий - они ведь все равно будут действовать.

РБК-Украина: Как с юридической точки зрения боевики и представители оккупационной власти могут принять участие в выборах?

Андрей Магера: Право участвовать в выборах имеют только граждане Украины. Поэтому любые заезжие в Украину "моторолы" и т. п. элементы с российскими паспортами не имеют никакого отношения к этим выборам. Что касается боевиков, которые имеют украинское гражданство, - с точки зрения Конституции, они имеют право принимать участие в местных выборах, имеют право баллотироваться, если нет ограничений, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

Однако это не означает, что закон об особенностях проведения выборов на Донбассе не может предусмотреть дополнительно перечень категорий лиц, которые не смогут баллотироваться на этих выборах. Например, лица, которые совершали преступления против человечества, особо опасные преступления. Если кто-то посчитает, что такой закон противоречит Конституции, существует механизм обращения в Конституционный суд для того, чтобы доказать обратное. Эти вопросы во многом будут зависеть от Верховной Рады, от того, как она такой закон выпишет.

РБК-Украина: Председатель ЦИК Михаил Охендовский говорил о необходимости восстановления целостности госреестра избирателей. Мы вообще не имеем необходимых данных о количестве избирателей на оккупированном Донбассе?

Андрей Магера: У нас есть данные о количестве избирателей там. Они есть в государственном реестре избирателей в целом, но вопрос в том, что органы ведения реестра на соответствующих местностях прекратили свое функционирование, и там надо будет принять дополнительные меры и организационного, и технического характера, чтобы восстановить работу органов государственного реестра избирателей на местах.

Там уже больше года не обновлялись данные государственного реестра в отношении лиц, которые, например, достигли 18-летнего возраста, лиц, которые умерли, сменили фамилию и имя, изменили избирательный адрес и прочее. Возможно, это тоже следует учесть в законе об особенностях проведения выборов.

РБК-Украина: Как быстро можно обновить реестры?

Андрей Магера: Полное и достоверное обновление этих данных может продолжаться и до полугода, или даже года, если мы хотим сделать это максимально качественно.

РБК-Украина: Как обеспечить прозрачность проведения выборов на оккупированном Донбассе и избежать их фальсификации?

Андрей Магера: Прозрачность избирательного процесса как нельзя лучше обеспечивает институт наблюдения за выборами. Это наблюдение как со стороны политических партий, кандидатов и общественных организаций, так и со стороны международных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций. Институт наблюдателей должен работать на полную мощность - именно это поможет свести нарушения до минимально возможного уровня.

РБК-Украина: Но рядовые граждане не захотят рисковать своей жизнью и ехать в оккупированную зону в качестве наблюдателей...

Андрей Магера: Не воспринимайте мои слова как критику в адрес кого-то, например, в адрес участников минских переговоров, но вы вспомните нацистскую Германию. С 1945 г. до 1949 г. там не проводились никакие выборы. Поскольку продолжался длительный период денацификации - обновление структур, широкая просветительская и информационная кампания, чтобы объяснить людям, что все, что было до того, неправда. Что они вводились в заблуждение, и все было не так, как объяснял Гитлер или лидеры нацистской партии.

Для того чтобы людям открыть глаза на все события, которые происходили, нужен достаточно длительный период времени. Тем более в условиях, когда информационное наполнение этого пространства ведется с помощью российских телеканалов, радио, прессы. Там нет правдивой информации со стороны независимых источников, не только украинских, но и международных, например, BBC, CNN. Тот же независимый российский телеканал "Дождь" тоже не имеет туда доступа. Есть серьезные препятствия в доступе к интернету.

Поэтому возникает вопрос, как эти люди будут формировать свой выбор? Будет ли такой выбор проинформированным, свободным? Это очень серьезный вопрос.

Я лично считаю себя скептиком относительно возможности проведения выборов в 2016 г. на этих территориях. Если будет соответствующее решение парламента, будет принят закон, ЦИК должен будет его выполнять. Но если бы меня спрашивали, как эксперта, возможно ли проведение выборов, я бы сказал, что для этого должны созреть определенные условия. Избиратели должны иметь информированный выбор, иметь возможность оценить действия тех или иных кандидатов, политических партий, оценить программы и тому подобное.

РБК-Украина: С вашей точки зрения, такие выборы возможны в 2017 г. или даже позже?

Андрей Магера: Если бы для этого была возможность, желательно было бы провести эти выборы значительно позже. Но не мне комментировать решение парламента, если парламент его примет. Задача ЦИК - выполнять закон.

РБК-Украина: Много позже - это когда?

Андрей Магера: Например, в 2018 г. Почему бы нет? Но до тех пор государство должно постепенно создать на соответствующих территориях условия для перехода к мирной жизни. В идеале там выборы нужно проводить через 2-3 года.

РБК-Украина: Если выборы все-таки будут назначены на 2016 г., верите ли вы, что они пройдут во взаимодействии и под контролем ЦИК?

Андрей Магера: Я смотрю на это очень скептически. Считаю, что будет очень много проблем, какой бы идеальный закон мы не выписали.

Беседовала Надежда Андрикевич