Глава Минздрава Александр Квиташвили не может найти взаимопонимания с профильным комитетом Верховной рады по вопросам реформирования отрасли, в то же время министерство продолжает осуществлять госзакупки медпрепаратов и не боится коррупционных скандалов. Об этом министр здравоохранения Александр Квиташвили рассказал в блиц-интервью РБК-Украина.
РБК-Украина: 17 сентября вопрос вашей отставки рассматривался в парламенте. Четыре раза Верховная Рада не смогла вас уволить. Почему депутатам это не удалось?
Александр Квиташвили: Это вопрос не ко мне, наверное, а к депутатам, которые не голосовали или голосовали "против". Я не могу объяснить, как это вообще возможно.
РБК-Украина: Вы заявили, что между вами и парламентским комитетом невозможно нормальное сотрудничество. Почему?
Александр Квиташвили: Абсолютно невозможно. Не только в моем случае - там проблема компетенции. Понимание реформ у нас разное. Мое понимание - это глобальная реформа, которая должна менять всю страну. Господин Мусий (нардеп Олег Мусий, экс-министр здравоохранения, - ред.) год проработал в министерстве и не смог начать ни одной реформы. У госпожи Богомолец (глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец, - ред.) понимание реформ совсем другое.
У нас нет одного видения. И человек, который придет после меня, должен иметь полную поддержку от Комитета. А пока такая ситуация складывается, будет очень трудно какие-то реформы проводить. Нужна поддержка от парламента.
РБК-Украина: Можете ли вы утверждать, что Ольга Богомолец ставит вам палки в колеса потому, что намерена занять ваше кресло?
Александр Квиташвили: Я не знаю. Мне неинтересно, кто хочет в мое кресло. Если кто-то думает, что это крупное кресло, то он серьезно ошибается. Но вы можете посмотреть записи всех заседаний комитета, и сами увидите, кто чем там занимается.
РБК-Украина: В день, когда парламент голосовал за вашу отставку, вы говорили о "мафии" в системе здравоохранения. Вас просили назвать, кто эта мафия. Вы назвали фамилии депутатов, которые не голосовали за правительственный пакет законопроектов...
Александр Квиташвили: Я вообще слово "мафия" не употребляю в своем обиходе. Даже, когда говорим о фарминдустрии, я там тоже не произношу слово "мафия". Это неправильная оценка ситуации.
Я стоял у трибуны, и 250 депутатов что-то там кричали с разных сторон. "Фамилии!", "Кто тебе мешает?!". Рассказал, кто мне мешает, назвал ключевых (депутатов, - ред.) в Комитете, которые голосовали против (правительственного пакета законопроектов - ред.). Какая там "мафия"? Если бы была "мафия", нам легче было бы с ней работать. Договариваться с "мафией" легче (смеется).
РБК-Украина: Когда вы говорили про "мафию", вы упомянули компанию "Вектор-Фарм". Что вы имели в виду?
Александр Квиташвили: Это компания, которая выиграла тендер в прошлом году и со скрипом завозит препараты по СПИДу.
РБК-Украина: Генеральная прокуратура держит их под контролем, чтобы поставки препаратов все-таки шли?
Александр Квиташвили: Там и Генеральная прокуратура, и МВД и СБУ - все замешаны в этом деле. Стараемся из них выжать, что бы они завезли то, под чем подписались.
РБК-Украина: Возвратимся к вашей отставке. Вероятно, депутаты отказывались вас уволить, чтобы вы назвали виновных в коррупции по линии госзакупок - так?
Александр Квиташвили: Мы сейчас проводим закупки. То, что было в прошлом году, это пусть, пожалуйста, прокуратура расследует. Это не те закупки, которые под моим руководством делал МОЗ. Если у кого-нибудь будут какие-то претензии к нашим закупкам, то, пожалуйста, они могут проследить все. Но пока, "тьфу-тьфу-тьфу" (стучит по двери), все идет нормально и тихо. Надеюсь, что коррупционных скандалов не будет.
РБК-Украина: И все-таки, депутаты требуют от вас отчета по поводу госзакупок...
Александр Квиташвили: Того депутата, который требовал, потом забрали из здания парламента в наручниках (речь об Игоре Мосийчуке, - ред.).
РБК-Украина: Так почему, в конце концов, профильный комитет Рады отказывается поддерживать ваш пакет законопроектов?
Александр Квиташвили: А вы спросите их самих. Мне они не могут объяснить. Нет там аргументации почему. Они говорят, что это будет приватизация. Я говорю - не будет там приватизации.
РБК-Украина: Ольга Богомолец говорит, что в правительственном пакете законопроектов заложена опасность банкротства медучреждений из-за их приватизации. Это правда?
Александр Квиташвили: Это говорит человек, у которого своя частная клиника, не забывайте.
РБК-Украина: Знаете ли вы, кем хотят вас заменить?
Александр Квиташвили: Я не имею ни малейшего понятия. Со мной этого никто не обсуждал.
РБК-Украина: Вы сказали, что на следующей пленарной неделе будут снова рассматривать вашу отставку. Возможно ли, что этот вопрос затянется до декабря или дольше?
Александр Квиташвили: Тогда буду здесь до декабря. Что делать? Я же не могу сесть в машину и куда-то уехать. Я работаю, и пока не отпустят - буду работать.
РБК-Украина: В то же время вы говорили, что вас хотят как можно скорее отправить в отставку, чтобы вы не смогли провести госзакупки, которые, собственно, начали проходить более прозрачно...
Александр Квиташвили: Это тоже возможно, потому что переход на международные закупки в этом году - это около 2,5 млрд гривен. Многие товарищи, чьи интересы были в этих закупках, не получат их. Так что все может быть.
РБК-Украина: Когда этот процесс с госзакупками завершится - как всегда, в последние дни декабря?
Александр Квиташвили: Нет, до конца октября все должно быть завершено. Потому что местные закупки уже завершены. Сейчас идут переговоры с международными организациями.
Беседовала Надежда Андрикевич