Министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили думает, что уже в апреле Минздрав начнет закупать вакцины и лекарства для лечения СПИДа и туберкулеза через структуры ООН. Грузинский реформатор выступает категорически против приватизации больниц в их нынешнем состоянии, и категорически настаивает на легализации денег, которые пациенты несут врачам.

"Данный пакет законопроектов является нашим обязательством перед Международным валютным фондом", - в частности, сказал в интервью РБК-Украина министр здравоохранения Александр Квиташвили.

Беседовал Дмитрий Уляницкий, специально для РБК-Украина

РБК-Украина: После назначения на пост министра здравоохранения вы называли одним из ключевых вопросов решение проблем с непрозрачностью и затягиванием государственных закупок лекарств. Парламентский комитет по вопросам здравоохранения совместно с Минздравом разработал законопроект, согласно которому Минздрав сможет закупать лекарства у международных структур ООН. Однако, по этому же вопросу в Раде внесены несколько альтернативных законопроектов. Так когда можно ожидать начала закупок лекарств у структур ООН?

Александр Квиташвили: Я не хочу в деталях разбираться во всех внесенных законопроектах. Верховная Рада должна сама решить, какой из них принимать. Я так понимаю, что все авторы данных законопроектов руководствовались благими намерениями.

Насколько я знаю, сейчас встречается рабочая группа, которая должна разработать согласованный законопроект, который даст возможность Минздраву и Кабмину закупать лекарства, в частности для лечения СПИДа и туберкулеза, а также вакцины через структуры ООН.

Это лакмусовая бумага, которая покажет, насколько законодательная власть готова поддерживать процесс реформ.

Новый механизм закупок через структуры ООН позволит нам отойти от прежних стандартных схем тендеров, которые многие годы существовали в Украине. Преимуществом этих закупок будет то, что их поставки будут осуществляться вовремя и по графику. Страна не будет закупать лекарства по ненормальному режиму, к примеру, в конце декабря, когда заканчивается финансовый год.

Преимуществом работы через структуры ООН, в частности, ВООЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙДС, является то, что они работают с поставщиками и производителями сразу для более чем 100 стран. Это позволяет им закупать лекарства по низким ценам. Вместе с тем, структуры ООН приобретают только те препараты, которые прошли многолетние клинические исследования. Поэтому мы выиграем по соотношению цена-качества, плюс получаем поставки лекарств вовремя.

В целом, теперь практика тендерных закупок будет отличаться от предыдущих лет. Они будут проходить открыто в режиме онлайн - это будет микс электронных и отрытых торгов. В их организации нам будут помогать международные эксперты.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись при проведении торгов и в решении которой будут помогать международные эксперты, это подсчет реальных потребностей Украины в тех или иных препаратах. Сейчас у нас с этим существуют сложности. В последние несколько лет закупки осуществлялись исходя не из потребностей, а из суммы, которая была заложена в госбюджете. Решать эту проблему будем, к примеру, путем создания электронных реестров пациентов с теми или иными заболеваниями.

Думаю, что в апреле мы уже начнем тендерные процедуры.

РБК-Украина: Общественные организации "Пациенты Украины" и "Центр противодействия коррупции" заявили, что цель альтернативных законопроектов - нивелировать саму идею закупки лекарств у международных доноров, размыв процедуру и сделав ее невыполнимой. А руководитель второй организации в своем блоге обвинил вашего первого заместителя Александру Павленко в явном подыгрывании альтернативным законопроектам. Обвинение базируется на то, что Александра Павленко ранее сотрудничала с фармкомпанией "Дарница", собственник которой Глеб Загорий - один из авторов альтернативных законопроектов. Что вы можете сказать в ответ?

Александр Квиташвили: Я не знаком с этими заявлениями. Насколько я знаю, в последние годы "Дарница" вообще не участвовала в тендерах.

Я бы попросил всех, кто критикует нас, сначала почитать законопроекты или пообщаться с нами. Во всех вариантах законопроектов присутствует норма о том, чтобы разрешить закупку лекарств и медизделий у структур ООН.

РБК-Украина: То есть, предложение альтернативных инициатив вы не рассматриваете как саботаж?

Александр Квиташвили: Нет, поскольку во всех законопроектах указана норма, что лекарства можно будет покупать через организации системы ООН. Разница в документах состоит в терминологии и некоторых несущественных моментах.

Для меня очень важно, чтобы в законопроектах были указаны два момента.

Во-первых, чтобы в законе было прямо написано, что Минздрав имеет право закупать лекарства и медизделия через международные организации системы ООН, а не какие-нибудь международные фонды. Мы не хотим оставить лазейку для того, чтобы кто-то зарегистрировал на каких-то островах фонд, а потом через это фонд участвовал в закупках.

Во-вторых, это внесение правок в законы о госзакупках о том, чтобы мы могли закупать лекарства по данной схеме. Это два принципиальных момента для меня.

РБК-Украина: Накапливаются проблемы и в сфере регистрации и контроля качества лекарств. Насколько соответствует действительности информация о том, что вместо недавно ушедшего с поста председателя Государственной службы по лекарственным средствам Михаила Пасичника придет его бывший руководитель Алексей Соловьев?

Александр Квиташвили: Я попросил Михаила Пасичника уйти, чтобы в руководство нового ведомства пришли люди со свежим взглядом. Но Соловьева я не рассматривал даже в теории. Я не знаю кто это такой.

РБК-Украина: Недавно на сайте Минздрава был опубликован законопроект, который передает функции регистрации лекарств от Минздрава - Гослекслужбе. Почему Минздрав хочет отдать эту функцию?

Александр Квиташвили: Сейчас мы говорим не о передаче тех или функций какому-то органу, а о реформе регистрации и лицензирования лекарства, медизделий, аппаратуры и даже строительных стандартов для больниц, которые были приняты много лет назад.

Идет обсуждение не только с помощью сайта Минздрава, но мы встречаемся и в рабочих группах с экспертами, представителями фармбизнеса, чтобы обсудить параметры реформы. Мы хотим, чтобы все реформы, все законопроекты, были приняты всем фармсообществом. Все должны чувствовать себя комфортно в законодательной среде. В противном случае они будут искать лазейки, чтобы обойти требования.

Есть разные примеры реформирования данной системы - в некоторых европейских странах функции регистрации и контроля объединены под крышей одного ведомства, в некоторых - разъединены, в третьих система работает вообще по другим принципам. Мы хотим выбрать самую лучшую.

Мы хотим, чтобы в Украине была создана система регистрации и лицензирования с учетом украинской специфики, но и чтобы она отражала европейские стандарты. По другому - не получится. Ведь мы хотим стать частью Европы, поэтому все законодательство должно быть синхронизировано с европейским, все госучреждения должны синхронно работать с европейскими. Такая реформа позволит не только защищать украинцев от некачественных лекарств, но и позволит сильной украинской фармпромышленности работать на европейском рынке.

РБК-Украина: Но представители фармотрасли утверждают, что у них уже проблемы. Якобы, Минздрав затягивает с регистрацией и перерегистрацией нескольких сотен препаратов. Это правда?

Александр Квиташвили: Это неправда. Я каждый второй день подписываю документы о регистрации. Мы стараемся наладить нормальный процесс: если какая-то бумага заходит в Минздрав, то она как можно быстрее из него выходит.

Но по регистрации есть некоторые шаги, которые необходимо пройти. Мы стараемся их пройти правильно. Если документы зависают, то только потому, что мы решили дополнительно обратиться к экспертам.

Но ничего вручную преднамеренно для задержек с регистрацией или перерегистрацией не делается. Я сам слежу за этим, смотрю за этими списками.

РБК-Украина: Вы занимались распродажей больниц, когда руководили здравоохранением в Грузии. Когда стоит ожидать приватизации больниц в Украине?

Александр Квиташвили: Я никогда не говорил, что в Украине скоро будут приватизированы больницы. До приватизации очень далеко. Почему?

Если у вас есть свободные деньги, то я бы не советовал покупать украинские больницы сейчас, поскольку, в основном, нынешние больницы - это старые амортизированный здания. При этом они функционируют на две трети за счет неформальных платежей со стороны населения, из кармана пациентов. Только треть на свое содержание больницы получают из государственного и местных бюджетов. Поэтому сегодня будет непривлекательно их приватизировать. Это не даст никакого эффекта.

Необходимо сделать так, чтобы у инвесторов появился интерес для вложений в развитие медицины в Украине. Все предпосылки для этого есть, ведь это огромная страна с большим населением. И я уверен, что со стороны инвесторов будет очень большой интерес. Но пока об этом говорить рано.

Надо хорошо выстроить систему здравоохранения - во всем мире выстроен микс из государственной и частной медицины. Это приводит к усилению конкуренции. Деньги должны идти за пациентом - будь-то в государственные клиники или частные.

Но государство должно нести ответственность за выстроенную систему, оно должно быть главным игроком в системе здравоохранения. Отдавать все в частные руки нельзя. Это одна из функций государства - защищать своих граждан от всего, включая инфекции, болезни и т. д.

РБК-Украина: По всей видимости, одним из таких элементов должно стать общеобязательное медстрахование. Недавно Минздрав опубликовал у себя на сайте соответствующий законопроект. У экспертов вызвало недоумение, что он практически идентичен тексту, который обсуждался еще при предыдущей власти полтора года назад. Вы будете пользоваться наработками прежних министров здравоохранения?

Александр Квиташвили: Нет, этот законопроект был обнародован по инициативе Министерства социальной политики.

Я могу только высказать свое мнение. Я буду стараться не поддерживать такие законы, которые заведомо работать не будут. Этот законопроект один из таких. Он предполагает создание фактически государственного страхового фонда, деньги в который будут уходить как в черную дыру.

Чтобы дойти до введения обязательного медстрахования надо сделать еще много. Нельзя людей обязать страховаться, когда нет нормальный сети, нет страховых компаний, нет системы расчетов по услугам. Поэтому обнародованный законопроект является абсолютно не идейным и не работающим. Неправильно его сейчас принимать, поскольку нет базиса для его разработки.

Я думаю, что говорить о разработке законопроект о введении обязательного медстрахования можно будет только к концу 2015 г. При этом, система обязательного медстрахования должна базироваться не на государственном фонде.

Вместо предполагаемого введения нового налога с работодателей стоит пойти по другому пути наполнения страхового фонда - необходимо стимулировать работодателей покупать своим работникам стразовой полис. К примеру, это можно будет сделать за счет отнесения покупки страховки в расходы предприятия и отмены ее налогообложения. В этом направлении надо работать, чтобы у работодателя появился интерес к новой реформе.

РБК-Украина: Давайте поговорим еще об одном проекте, реализация которого приостановилась. Несколько лет в Украине проходил пилотный проект по реформированию системы здравоохранения в четырех регионах - Днепропетровской, Донецкой, Винницкой областях и Киеве. Однако действие соответствующего законопроекта закончилось в конце прошлого года. Почему Верховная Рада не продлила его действие?

Александр Квиташвили: Я был во всех пилотных регионах, кроме Донецкой области. Это очень хорошие программы, очень много хорошего было сделано. В этих регионах уже сделано 60-70% от того, что мы хотим реализовать.

К сожалению, по каким-то странным обстоятельствам мы не смогли в конце декабря продлить действие закона на 2015 г. Но сейчас в парламентском комитете по вопросам здравоохранения уже готов законопроект, который будет продлевать действие пилотного проекта до конца текущего года. Кроме того, мы расширяем пилот еще на четыре области - Запорожскую, Волынскую, Полтавскую и Ровенскую. Это возможно будет сделать за счет того, что Всемирный банк дает Украине кредит в размере около 215 млн долл. на ускорение реформы системы здравоохранения.

Пилотные проекты стали хорошим базисом для продолжения реформы системы здравоохранения. В этих регионах будем исправлять пробелы, хорошие наработки развивать.Ничего кардинально менять не будем, будем развивать уже стартовавшие инициативы.

Почему пилоты не были более успешными? В них не было финансовой составляющей, больницам не дали финансовой свободы. В противном случае, в пилотных проектах могли бы продвинуться дальше в реформировании.

В марте Кабмин будет вносить в парламент пакет законопроектов, которые направлены на то, чтобы поменять статус больниц и саму систему их финансирования, в частности, легализовать неформальные платежи от пациентов. Сейчас большая часть этих платежей идет через благотворительные фонды - все понимают, что деньги де-факто есть, но де-юре их нет у больниц. Это будет тот компонент, которого не хватало в предыдущие годы пилотным областям.

Данный пакет законопроектов является нашим обязательством перед Международным валютным фондом, закрепленным в недавнем меморандуме между Украиной и МВФ для получения кредитов от этого фонда.