В платные парковки превратятся и придомовые стоянки - столичные власти уже решили, кто и как будет собирать на них деньги. Эксперты называют идею КГГА хорошо разработанной схемой перевода в тень денежных потоков парковочного бизнеса.
С 1 января 2008 года городское руководство планирует внедрить новый порядок оплаты за услуги парковки. Основанием для очередного нововведения стало осеннее решение Киеврады «Об инвестиционной программе развития парковочного хозяйства на 2007–2010 гг.».
По словам заместителя председателя КГГА Ирэны Кильчицкой, работники коммунального предприятия «Киевтранспарксервис» с начала нового года начнут блокировать колеса автомобилей, припаркованных на официальных стоянках. Блокираторы будут устанавливаться на авто в том случае, если водитель просрочит оплаченное время стоянки. Предполагается, что за парковку автомобилей их владельцы должны будут вносить предоплату (час, два или более), тогда как в настоящее время водители рассчитываются с парковщиками в момент выезда со стоянки, по факту.
В будущем, если водитель не рассчитает срока своего отсутствия (задержится на совещании, в очереди, на свидании и т. д.) и не успеет оплатить оставшееся время парковки своего железного коня, ему придется дополнительно раскошелиться. Помимо оплаты просроченного времени стоянки он должен будет заплатить 100 грн. за разблокирование колес автомобиля.
По словам директора КП «Киевтранспарксервис» Елены Полищук, городские власти предоставят водителям несколько вариантов оплаты стоянки своих транспортных средств. Альтернативой предоплаты услуг парковки наличными станут абонементные талоны, рассчитанные на час, день, месяц и квартал. Стоимость часового талона, в зависимости от ценовой зоны, составит 3, 5 и 7 грн. в час. Месячный абонемент обойдется 270 грн., квартальный — 799 грн., годовой — 2876 грн. Распространяться парковочные абонементы будут в газетных киосках и, как ни странно, на станциях метро.
Чиновники предусмотрели и более облегченный вариант: оплата парковки с помощью SMS-сообщений. По словам Ирэны Кильчицкой, КГГА уже имеет предварительную договоренность с оператором мобильной связи МТС, готовым предоставить подобные услуги.
Пикантности ситуации придает то, что нововведение городской власти будет действовать далеко не на всей территории Киева, что наверняка внесет путаницу в порядок расчетов за парковку, жертвами которой могут оказаться тысячи столичных автомобилистов и гостей города.
Несмотря на решение местных властей слить в КП «Киевтранспарксервис» активы всех 10 районных коммунальных предприятий парковки, в состав городского КП вошли всего пять райпарксервисов (Соломенского, Оболонского, Деснянского, Подольского и Печерского р-нов). Парксервисы Шевченковского, Святошинского, Дарницкого, Днепровского и Голосеевского районов по решению местных советов продолжают вести самостоятельную хозяйственно-финансовую деятельность.
По словам руководителя одного из подразделений КП «Днепропарксервис» Дмитрия Щелчкова, предприятие продолжит работать по старой схеме. «Платежи услуг парковки у нас производятся через кассовые аппараты. Водитель простоял, к примеру, 1 час 15 минут. Мы ввели это время в кассовый аппарат, и он выдал чек, рассчитав водителю точную сумму оплаты согласно действующим тарифам. Мне непонятно, каким образом городские власти планируют использовать кассовые аппараты при схеме предоплаты?» — интересуется г-н Щелчков.
По словам руководителя другого райпарксервиса, пожелавшего остаться неназванным, предоплата противоречит как схеме платежей по абонементным часовым талонам, так и оплате услуг парковки через SMS. «Если человек купил часовую карточку, а простоял полчаса, кто ему вернет деньги или снимет с карточки лишь половину суммы? А кто вернет в аналогичном случае на счет мобильного телефона водителя переплаченную им сумму через SMS?» — озадачен руководитель.
Руководители райпарксервисов полагают, что схема предоплаты может обернуться тенизацией многомиллионных потоков парковочного бизнеса. Процедуру блокировки колес они считают незаконной, а стоимость разблокировки — надуманной и ничем не обоснованной.
Не сумев заполучить контроль над половиной киевских стоянок (пять районных парковок не вошли в состав «Киевтранспарксервиса»), столичные власти решили развивать свой парковочный бизнес на территории непослушных районов другим путем. На прошлой неделе чиновники расширили список платных стоянок «Киевтранспарксервиса», включив в него площадки во дворах домов, возле супермаркетов, в парках и скверах.
По 118 новых платных парковок должны появиться в Голосеевском и Дарницком, 90 — в Днепровском, 74 — в Святошинском и 178 — в Шевченковском районах. Кроме того, «Киевтранспарксервис» значительно расширит зону платных парковок в остальных районах. В список включены практически все улицы Киева, причем даже те, которых не существует: проспект Фрунзе, улицы Красноармейская и Б. Васильковская (хотя это одна и та же улица) и т. д. Директор КП «Киевтранспарксервис» Елена Полищук признала, что список составлялся на скорую руку и со временем будет уточнен.
Каким образом столичные власти намерены заставить киевлян платить за стоянку автомобиля возле своих домов, причем на специально предусмотренных для парковки площадках, чиновники не уточняют. По словам руководителя одного из управлений КГГА, который на условиях анонимности поделился с своими предположениями, идея ввести платную парковку во дворах — мертворожденная. «В квартирную плату включена стоимость содержания придомовых территорий, в том числе и придомовых автомобильных стоянок. А потому любые попытки взимать дополнительную плату за парковку будут легко оспорены в судебных инстанциях», — уверен руководитель парковки.
Кроме того, для реализации идеи «Киевтранспарксервису» необходимо будет принять на работу более 2000 парковщиков (по два на каждую парковку) либо поручить собирать парковочные сборы работникам ЖЭКов, которым и без того есть чем заняться. Однако этот вариант, по его мнению, также сомнителен, так как дворники не уполномочены предоставлять услуги парковки. Собеседник «ДС» утверждает, что в Киеве существует практика, когда по заявлению жителей домов работники райпарксервисов оказывают платные услуги по круглосуточной охране автомобилей, однако предоставляются они исключительно на добровольных началах.