ОАС признал недействительными некоторые пункты "Правил предоставления банками информации об условиях кредитования", обязывавшие банки предоставлять информацию о реальной стоимости потребительских кредитов.

 

 

Соответствующее постановление № 168 было принято Нацбанком 10 мая 2007 года и вступило в силу 5 июня. Черновецкий подал иск 23 августа. "Я как акционер и вкладчик "Правэкс-банка" категорически не согласен с некоторыми положениями вышеуказанного нормативного акта, считаю их таковыми, что нарушают мои права и охраняемые законом интересы", – говорится в иске Черновецкого.

 

 

Как следует из искового заявления, вкладчик "Правэкс-банка" оспорил три пункта документа: то, что в кредитном договоре банк должен прописать стоимость услуг третьих лиц, например страховых компаний, риэлтеров или нотариусов; то, что банки не имеют права изменять кредитную ставку в связи с волеизъявлением одной из сторон; то, что банки не имеют права вводить дополнительные платежи, которые потребитель должен оплатить в пользу банка, например по учёту задолженности, принятию платежа, заключению договора.

 

 

Черновецкий ссылается на то, что, если нотариус откажется сообщить банку стоимость своих услуг, банк не сможет раскрыть реальную кредитную ставку и потеряет клиента. "Спорная норма постановления № 168 нарушает моё право на получение дивидендов как акционера и вкладчика, поскольку приводит к недополучению прибыли банковским учреждением, которая по результатам деятельности подлежит разделу между его акционерами", – заявил суду Черновецкий.

 

 

В НБУ сообщили, что суд удовлетворил исковые требования частично. Недействительными были признаны требование НБУ к банкам раскрывать стоимость услуг третьих лиц и запрет на изменение ставки по кредиту только при наступлении события, которое не зависит от сторон договора. "Банки не могут нести ответственность за действия третьих лиц", – сказал глава координационного совета Украинского кредитно-банковского союза Борис Соболев.

 

 

Но в Нацбанке и такое решение суда считают победой. "Фактически половину требований суд отклонил и признал нормы постановления соответствующими закону о защите прав потребителя. Главная проблема потребителей в том, что банки устанавливали комиссионные необоснованно и делали это порой в свою пользу, – считает заместитель директора юридического департамента НБУ Виктор Новиков. – К примеру, взималась комиссия за ведение кредитного дела. Но ведь банк и так должен вести дело, независимо от того, платит ему клиент или нет". Поэтому в Нацбанке намерены обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

NOVOSTI.UA