Исполнились сороковины со дня трагической и загадочной гибели 15 октября в стрелковом тире «Беркут» прокурора Днепропетровской области Владимира Шубы. Первое эксклюзивное интервью дал начальник управления криминалистики Генпрокуратуры Вячеслав Перч, возглавляющий группу по расследованию этого происшествия.

 

 

Вячеслав Орестович, к каким окончательным выводам пришла ваша бригада — что стало причиной смерти Шубы?

 

 

Весь комплекс экспертиз еще не завершен. Поэтому можем говорить лишь о предварительных выводах. Они таковы: прокурор погиб вследствие несчастного случая.

 

 

Все-таки несчастный случай? В него, прямо скажем, не очень-то верят. Многие убеждены, что Шубе помогли уйти в мир иной — слишком неоднозначной была эта фигура во властных коридорах, слишком много имел недоброжелателей. Я только что вернулся из Днепропетровска — о Владимире Васильевиче не хотят говорить даже ближайшие соратники, пресс-секретарь — и та отказалась...

 

 

Эмоции — категории иного свойства, чем доказательства, добытые следственным путем. А разговоры о насильственной смерти Шубы — из той же серии, что и слухи о якобы пропавшем оружии — карабине, из которого прозвучал роковой выстрел. И откуда они берутся, кто их разносит? Вот тот самый карабин Зауэр-202 Тейк Даун. Мы едем в автомобиле, ничего не подозреваем, как вдруг звонит руководство и спрашивает — что, вещдок пропал? А он себе в багажнике лежит. То же и со слухами насчет убийства или суицида Шубы. Да, эти версии отрабатывались, но в процессе расследования не нашли своего подтверждения. Хотя дело было возбуждено по статье «Убийство по неосторожности».

 

 

А можно о добытых следственным путем доказательствах чуть подробнее?

 

 

Это данные так называемого визирования, то есть осмотра места происшествия, изучения всех обстоятельств — от положения ствола в руках потерпевшего и траектории пули до входного и выходного отверстий, других важных нюансов, многократно проверенных и перепроверенных следственным путем, а также материалы Главного бюро судмедэкспертиз и Киевского НИИСЭ. Полную картину того, как и каким образом это могло произойти, мы имели уже через два дня — 17 октября.

 

 

Что же это за траектория пули, в которую не очень верят?

 

 

Почему, интересно? Выстрел произошел практически вертикально, раневой канал идет снизу вверх. В той ситуации выстрел и не мог произойти по-другому. С помощью такого же Зауэра-202, с участием судмедэкспертов, баллистов, оружейников экспериментальным путем проверялось, возможна ли такая траектория. Получен утвердительный ответ.

 

 

Один из специалистов, к которому мы обратились за комментарием, назвал подобный кульбит карабина циркаческим трюком, другой допустил, что стрелять снизу вверх могли из подвала...

 

 

Никакого циркачества там не было. Существуют законы физики, по которым проявляются те или иные события. Исходя из раневых каналов, а также мест попадания пули, медики предположили, что в момент выстрела потерпевший слегка наклонился вперед и немного в сторону.

 

 

Почему?

 

 

Это пока открытый вопрос. Я ведь уже говорил, что экспертизы не закончены. И пока не будет всех заключений, мы не вправе об этом говорить. Что же касается подвала, то его в тире нет.

 

 

И следов насильственной смерти на теле Шубы не установлено?

 

 

Такие следы отсутствуют. Шуба был физически крепким, здоровым человеком, занимался спортом. Если б отбивался, сопротивлялся — остались бы следы борьбы, кровоподтеки, царапины...

 

 

Но ведь с левой стороны лица были ссадины. Какова их природа?

 

 

Эксперты установили, что они были получены при падении. Попутно замечу, что следы пороха на теле тоже есть, вопреки тому, что наличие пороховых ожогов отрицалось в некоторых комментариях.

 

 

Так почему карабин выстрелил в своего хозяина, да еще так прицельно — прямо в сердце?

 

 

Зауэр был оснащен специальным приспособлением, которое называется шнеллер. Эта система, предназначенная для точного попадания, способствует более мягкому, как говорят стрелки, сухому спуску. Правила предупреждают, что при включенном шнеллере ни в коем случае нельзя совершать резких движений, от которых может произойти несанкционированный выстрел. Предположительно карабин в руках Шубы был со взведенным шнеллером, и это сыграло роковую роль. Следственный эксперимент показал, что даже с самых низких высот при включенном шнеллере происходит выстрел.

 

 

Отпечатки пальцев на цевье, прикладе принадлежат потерпевшему или кому-то еще?

 

 

Это тоже станет известно на днях.

 

 

Оружие он привез с собой?

 

 

Да, чтобы пристрелять в тире.

 

 

Это был подарок Шубе?

 

 

Он его купил. В Киеве.

 

 

Говорят, за 300 тысяч долларов.

 

 

Нет. Цена такого карабина — 57 тыс. гривен.

 

 

Шуба успел что-то сказать?

 

 

Смерть наступила практически моментально.

 

 

Мог ли Шубу выследить снайпер?

 

 

Вы были на месте событий и могли убедиться, что там негде спрятаться. Ни сверху, ни снизу, ни сбоку тир не просматривается, не простреливается. На линии огня — скаты, песок, бетон, все зацементировано, как и положено по техники безопасности. Оба свидетеля ЧП (фамилии в интересах следствия не называем), независимо друг от друга дали объективные показания, которые помогли реконструировать события того дня. Они практически полностью совпали.

 

 

Эта история лично у вас не отбила желания охотиться?

 

 

Я уже столько на покойников насмотрелся, что этого желания давно не испытываю...

 

 

7 аргументов скептика 

 

Высокопоставленный милицейский офицер, просивший не упоминать его фамилию, рассказал, почему оспаривает официальную версию о гибели Владимира Шубы из-за неосторожного обращения с оружием.

 

 

Первый контраргумент — карабин все-таки подменили, — говорит он. — Шуба стрелял не из Зауэра. На место происшествия первыми приехали оперативники, и от них «утекла» информация, что у него был М4А1. Он стоит $ 300 тысяч. Такими карабинами оснащают «морских котиков» США.

 

 

Второе. Шуба собирался через пару дней отправиться на сафари в Африку. Ну не ездят туда наши охотники со своими карабинами. Они уже там оплачивают как лицензии на отстрел, так и прокат стволов. Разговоры о пристрелке в тире — для дилетантов.

 

 

Третье. По моим сведениям, со дня на день против Шубы должны были возбудить уголовное дело, и в Генпрокуратуре об этом знали. С другой стороны, знали в ГПУ и о том, что Шубу уберут. Не в смысле — физически устранят, а — назначат вместо Медведько, и это выдвижение лоббировала Тимошенко. Генпрокурор, между прочим, не нашел времени приехать на похороны своего подчиненного.

 

 

Четвертое. Карабин Шуба не покупал. Ему его подарили. Дома у него хранится целая коллекция, и сам он почти ничего из этого оружия не приобретал. Доживи он до Дня работников прокуратуры 1 декабря — там появились бы новые стволы. Приходилось видеть, с какими дарами-презентами хаживали ходоки в прокуратуру...

 

 

Пятое. Зауэр — скорее, спортивное ружье, чем охотничье. Потому на нем и шнеллер ставят. И не такие немцы, извините, дураки, чтобы не обеспечить безопасность стрельбы. Стволы изготавливаются с гарантией от любых случайностей. Там они в принципе исключены. Это не СКС, не «Сайга». Это — оружие киллера, снайпера или спортсмена (порядок можно изменить).

 

 

Шестое. О покойниках принято либо хорошо, либо никак. Шуба был отличным профессионалом, прокурорским руководителем, прошедшим различные ступени служебной иерархии. Но любая домохозяйка скажет, что у него была масса недоброжелателей. Отчасти он сам был виновен в этом. Без его ведома никто шагу сделать не мог, чего бы это ни касалось. Он слыл и был истинным хозяином области. Ко многим относился несправедливо, незаслуженно наказывал, без достаточных оснований возбуждал уголовные дела. Умел, что называется, в порошок стереть человека. Об этом знали на властном и прокурорском Олимпе. Другого бы давно урезонили. Ему же каким-то чудом удавалось оставаться на плаву. Бог ему судья. Но исключать того, что гибель стала не случайной, я бы не стал.

 

 

Седьмое. К каким бы выводам ни пришли эксперты, дело закроют в связи со смертью потерпевшего либо за отсутствием события преступления. И спишут в архив, как списали дела Кирпы, Кравченко, Кушнарева, даже Курочкина. Я же, как имевший в прошлом отношение к спецподразделениям, склонен считать, что они погибли не по своей воле. Есть у меня опасение, что этих людей, умело замаскировав случившееся под самоубийства и несчастные случаи, очень искусно устранили бывшие или нынешние сотрудники спецслужб, не обязательно украинских.

 

 

Существовали некогда в них так называемые секретные отделы «Л» (от слова «ликвидация»). Сейчас их якобы нет. Но «ликвидаторов» только вывели за штат, чтоб не мозолили глаза. У каждого генерала на связи есть такие парни. Они все сделают — комар носа не подточит. Их этому учили. И правды о чьей-либо гибели никто не узнает.

 

 

В этом тире бывали Литвин и Богатырёва…

 

 

Закрытое акционерное общество ССК «Беркут» — зона отдыха для VIPов. Бывали здесь Владимир Литвин, Павел Лазаренко, Виктор Черномырдин, Юрий Лужков, Раиса Богатырева...

 

 

«Сейчас в тир не попадете, — указывает на опечатанную входную дверь глава правления ЗАО Владимир Васильев. — Мы уже дважды в прокуратуру обращались, ведь несем убытки, простаиваем. Ежу понятно — несчастный случай. Трагический, нелепый, но... А все из-за незнания матчасти, как в армии говорят...»

 

 

Владимира Николаевича «достали» слухи о подмене карабина, умышленном убийстве.

 

 

«У Шубы цевье в руке осталось, наверное, плохо было закреплено, и собрали его неправильно, — размышляет Васильев. — Ну, следствие разберется. А что в Шубу стрелял киллер — бред. Посмотрите, как вошла и откуда вышла пуля. Она же потом повредила пластик потолка, срикошетила и впилась в бетонное перекрытие бытовки, что к стенке тира примыкает...»

 

 

«Говорят, Шуба поскользнулся, но и это не так — пол, выложенный кафельной плиткой, был сухим, туда влага не проникает, и десять лет никто не оступался, а тут вдруг — с чего бы? И подвала нет...»

 

 

«На его месте мог быть и я»

 

 

Близкий товарищ Владимира Шубы, известный в области врач, который 15 октября и приехал с прокурором в тир, от интервью отказался, заявив: все, что мог, он уже поведал следствию. Судя по реакции, мужчина до сих пор не отошел от потрясения, остро переживает случившееся, возможно, в чем-то даже казнит и винит себя...

 

 

А еще одного непосредственного свидетеля гибели Шубы мы застали прямо на дежурстве. Это охранник тира Анатолий Алешин. Вот отрывки из его рассказа.

 

 

Очевидец. Анатолий Алешин: "Я даже не знал, что это приехал Шуба. Узнал только после его гибели"

 

 

Это был нелепый несчастный случай. Внутри помещения было три человека, и пулю мог получить любой из нас...

 

 

Когда я стоял у дверей, и увидел, что Шуба сделал шаг назад, и начал как бы терять равновесие, наклоняться - не поймешь, вроде как подвернулась нога, и он стал на спину падать. Его будто бы повело, и винтовка стала выпадать у него из рук. Я еще успел крикнуть: «Осторожно, ребята, что вы делаете?!» И в этот момент прозвучал выстрел... А потом узнал, что карабин был со шнеллером. Ну, тогда лично мне и стало все понятно...

 

 

Шнеллер действует по принципу мышеловки: его задача — чтобы усилие при спуске было минимальным. Как человеку, знакомому с оружием, мне пришлось слышать выражение: мол, эти шнеллеры уже не одного мужика на тот свет отправили и в деревянный ящик упаковали. Хорошая штука, для точной стрельбы годится, но очень уж опасная в руках человека не подготовленного...

 

 

Если честно, я сразу и не понял, что это была смерть Шубы. Когда это все случилось, винтовка ахнула. В какую сторону был направлен ствол, толком даже не понял. Мне сразу показалось, что пуля прямо в потолок ушла, а ему просто плохо стало, и он головой ударился. Я побежал «скорую» вызывать. Возвращаюсь - доктор ему массаж сердца делает, стоя на колене. И повторяет в отчаянии: «Шеф умер, шеф умер...»

 

 

Сюда к нам в тир с таким оружием приезжают, что ой-е-ей — и со снайперскими винтовками, СВД, и с карабинами импортными, навороченными, — ну зачем государству продавать такое страшное оружие? Впрочем, раз покупают, значит и продают...

 

 

То, что Шубу якобы сюда уже мертвым привезли, — чепуха. Но знаете, это ж молва людская — не будь меня при всех этих событиях, — наверное б, тоже не поверил в случайную смерть от неосторожного обращения с оружием. Но я тут был и видел все своими собственными глазами…

 

 

И Шуба, и товарищ его были трезвыми. Врач — он же еще и за рулем был. Нет-нет, они не были выпившими...

 

 

15 фактов о Шубе: любитель «Ауди», Есенина и быстрой ходьбы

Об особенностях характера и некоторых неизвестных моментах жизни Владимира Шубы рассказал народный депутат Святослав Олейник, в начале 2000-х — прокурор Днепропетровска. Выдвиженец покойного прокурора. Итак, Шуба:

 

 

1. Высоко поднял планку доступа к себе.

 

 

2. Мог из доклада подчиненного вырвать идею и тут же отдать команду: к исполнению.

 

 

3. За 8 лет работы в облпрокуратуре сменил только трех секретарей — и то либо по декрету, учебе и проводил на пенсию.

 

 

4. Не болел, не уходил на больничный.

 

 

5. Не мог ходить обычным шагом — почти бежал. По лестницам бегал только через три ступеньки.

 

 

6. Практически не пользовался охраной.

 

 

7. Никогда не был замечен пьяным.

 

 

8. Любил стихи Есенина, книги Булгакова и Набокова.

 

 

9. Предпочитал автомобили «Ауди» зеленого цвета.

 

 

10. Из спиртного любил «Закарпатский» коньяк.

 

 

11. Делал ставку на молодых сотрудников.

 

 

12. Любил рыбалку, теннис и постоянно поддерживал себя в хорошей спортивной форме.

 

 

13. Не выказывал нездорового интереса к женщинам на рабочем месте.

 

 

14. Постоянно вникал в бесконечный ремонт облпрокуратуры.

 

 

15. Если бы Юлия Тимошенко стала президентом, Шуба на 90% стал бы генеральным прокурором.

 

 

Область без Шубы: нового «хозяина» – нет

 

При жизни Владимира Шубу называли «хозяином Днепропетровска». Молва говорила, что без его ведома не мог решиться ни один серьезный вопрос, особенно в деле распределения земли и передела собственности. «За корпоративными конфликтами стояли люди. Естественно, по мере возможности участники этих конфликтов заранее ставили в известность или согласовывали свои действия с Шубой. Безусловно, выбор всегда был, но Шуба, невзирая на личности, как правило становился на сторону тех, у кого присутствовала правовая база», — вспоминает бывший прокурор Днепропетровска, нардеп Святослав Олийнык.

 

 

И вот прошло полтора месяца со дня его гибели. Что поменялось в полит-экономической жизни Днепропетровска? Появился ли у него новый «хозяин»? Большинство опрошенных нами правоохронителей и бизнесменов говорят, что такого человека пока нет. «Областной прокурор Косюта — человек для Днепропетровска новый, — говорит Олийнык. — Какой-то период времени он будет пытаться осмыслить, куда он попал».

 

 

А вот судья Жовтневого районного суда Валерий Чернобук считает, что перемены уже налицо: «первая ласточка уже пролетела на прошлой неделе, когда из-под стражи освободили трех руководителей «Днепрогаза», осужденных за причастность к взрыву газа в доме на Мандрыковской в октябре прошлого года, унесшего жизни 23 человек. Думаю, если бы жив был Шуба, этого не случилось. По сути, именно он инициировал арест «газовщиков». Далее ситуация в регионе может быть просто непредсказуемой, имеется в виду – бесконтрольной».

 

Александр Ильченко, «Сегодня»