Прямо пойдешь - газ без посредников получишь

 

 

Российская и украинская компания должны окончательно завершить "газовые" переговоры к 1 ноября. Именно это дата является конечным сроком для подписания долгосрочного договора. Дата известна, а подробности нет. Секретом по-прежнему остаются и сроки действия грядущих контрактов, и даже приблизительная формула формирования расценок, как на газ, так и на транзит, и объемы и происхождение "голубого топлива", предполагаемого для поставок в Украину. Но над некоторыми подробностями завеса тайны все-таки приподнялась:  копии дополнения к подписанному премьерами Меморандуму о сотрудничестве в газовой сфере – Соглашения о принципах долгосрочного сотрудничества в газовой сфере – были опубликованы в ряде украинских СМИ.

 

 

О том, что к "радужному" Меморандуму (никаких посредников, рыночные цены, всецелая поддержка и полноценное сотрудничество) существует еще и "довесок" в виде предварительного соглашения между "Газпромом" и "Нафтогазом", стало известно еще в начале октября. Более того, тогда же в прессу "просочился" вариант этого соглашения, который на фоне обнадеживающих обстоятельств подписания Меморандума выглядел несколько неоптимистично. Вернее, неоптимистично настолько, что позволял намекнуть на обстоятельства существенного наступления на интересы Украины. Теперь трудно сказать, был ли тот документ предварительной версией или обычной "уткой", но новое соглашение вселяет чуть больший энтузиазм.

 

 

Главный момент соглашения (он же – пункт предвыборной программы БЮТ образца предыдущих внеочередных выборов) – отказ сторон от услуг посредников. Причем отказ последовательный – стороны не только "согласовали, что с 01.01.2009 года единым импортером всего объема природного газа на территорию Украины будет "Нафтогаз", но и отдельным пунктом прописали: как только нынешний вариант договоренности вступит в силу – действие Соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере от 4 января 2006 года заканчивается. Именно памятное соглашение начала 2006 года вывел на рынок "РосУкрЭнерго" и "УкрГаз-Энерго". Единственный минус для "победителей посредников" заключается в том, что окончательный переход к новому соглашению свершится, кроме прочего, тогда, когда украинская сторона окончательно погасит все долги. А долги будут – согласно Соглашению о принципах долгосрочного сотрудничества в газовой сфере задолженность "Нафтогаза" перед "РосУкрЭнерго" переводится на "Газпром".

 

 

Интересным моментом при этом является то, что окончательная "версия" этих долгов неизвестна. Чаще всего называется сумма "в районе" 2 миллиардов долларов. К тому же в соглашении не регулируется и схема погашения задолженности, в силу чего уже упомянутый пункт 6: "Стороны договорились о выходе из Соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере от 4 января 2006 года с момента исполнения условий настоящего Соглашения, включая переход на прямые поставки газа потребителям Украины и погашения Газпрому задолженности, связанной с поставками газа потребителям Украины", - начинает звучать интереснее. Ответ на закономерный вопрос: где "Нафтогаз" возьмет 2 миллиарда долларов, если "Газпром" захочет окончательно разобраться с долгами до конца текущего года – пока не известен. В свое время не исключалась версия, что российская компания посодействует украинскому партнеру получить кредит у европейских банков. Но вероятность этого с учетом мирового финансового кризиса и далеко небезупречной репутации "Нафтогаза" выглядит не обнадеживающе.

 

 

По большому счету, прямыми поставками "плюшки" соглашения пока ограничиваются. Трехлетний переход на рыночные цены, о котором, к слову, так ратовал президент, в документе зафиксирован. А вот порядок перехода (постепенный или рывками) и формула роста цены на газ – нет. Зато "Газпром" подтвердил, что до конца года Украина покупает среднеазиатский газ по 179,5 долларов за тысячу кубометров. Так что хоть в этом сюрпризов по образцу прошлого года, когда о "скидке" на осенне-зимний период пришлось отдельно договариваться, не предвидится.

 

 

К менее приятным для украинской стороны пунктам соглашения можно отнести уже прогнозированные запрет на реэскспорт и обязательство сотрудничать с "дочками" "Газпрома" – "Газпром сбыт Украина" и "Газпром экспорт". Из сюрпризов: разрыв логической связки "рыночные цены-газ-транзит". Если с расценками на "голубое топливо" все более-менее ясно – даешь "рынок" в три года, - то с возможным повышением тарифов на транзит в соглашении обошлись аккуратнее. "Размер транзитной ставки в долгосрочном контракте определяется Сторонами на уровне 2008 года и будет коррелироваться с понижающим коэффициентом на цену 6,4 миллиарда кубометров природного газа, необходимого для функционирования газотранспортной системы Нафтогаза", - гласит пункт 3 документа. Волшебное словосочетание "рыночные цены" не прозвучало, да и момент с "уровнем 2008 года" выглядит не слишком впечатляюще. Зато украинская газотранспортная система будет точно обеспечена работой – "Нафтогаз" обязуется перегонять не менее 120 миллиардов "кубов" в год. Основные моменты оговорены. Все должны быть довольны?

 

 

Не так страшно соглашение, как его малюют?..

 

 

Говорить о том, что все газовые проблемы Украины, решены – преждевременно. В конце концов, окончательная версия будущих контрактов еще не известна. Зато уже сейчас можно заметить тщательное выполнение "газовых" лозунгов, которыми украинские власти радовали народ с прошлых выборов. Отсутствие посредников – есть. Долгосрочные контракты – будут. Переход к рыночным ценам – куда же мы от них денемся. Главное, чтобы с вниманием к букве предвыборных обещаний не перестарались.

 

С учетом того, что в единственной цифрой соглашения, вслед за которой упоминается слово "доллар", является газовая цена на оставшиеся два месяца, секретность стоимости "голубого топлива" и формулы, по которой она будет определяться, вызывает некоторые опасения. С одной стороны, обстоятельства обнадеживают: цены на нефть стремительно падают, и они должны потянуть за собой привязанные к ним цены на газ. С другой – неизвестно, насколько этими тенденциями проникнется "Газпром", руководство которого в начале октября радостно рапортовало о преодолении "психологического рубежа" в пятьсот долларов за тысячу кубометров. Но нельзя полностью исключить вероятность того, что "Нафтогаз" законтрактует-таки необходимые объемы по "льготной" цене около 250 долларов за тысячу "кубов", на которую так рассчитывает Кабмин, а газ небывало подешевеет. Уже сейчас российские эксперты отмечают, что в случае падения стоимости барреля нефти ниже 70 долларов – рыночная цена на газ будет составлять порядка 250 долларов, ниже 50 долларов – и газ может обойтись покупателям в 180 долларов за тысячу кубометров, и дальше по наклонной. А "черное золото" упорно теряет в цене – 24 октября баррель российской нефти стоил уже меньше 60 долларов. Тут и "газовая ОПЕК" может не помочь… Так что в интересах Украины было бы не спешить – вероятность переплатить сгоряча не так уж и невозможна.

 

 

Не меньшее беспокойство, чем цена на газ может вызывать и судьба транзитных тарифов. Украинские власти неодкратно настаивали на том, что переход на рыночные расценки коснуться всех аспектов "газового" сотрудничества Украины и России. Удастся ли настоять на этом по итогам переговоров – покажет ближайшее время.

 

 

Приятные цены и прямые поставки всегда считались главными целями Юлии Тимошенко. Похоже, премьеру удалось их достичь (более того, в Москве считают, что условия соглашения актуальны только при общении с нынешним составом правительства). Но итогам визита от 2 октября в вину ей попытались вменить "долгосрочное" невнимание к украинским интересам.

 

 

По сравнению с той версией Соглашения об основных условиях дальнейшего развития отношений в газовой сфере, которое "бродило" по Интернет-просторам, попавший в прессу накануне подписания контрактов вариант выглядит более либеральным. Вместо сложной системы взаимозачетов в "РосУкрЭнерго" – один пункт перевода задолженности на "Газпром" (правда, вряд ли от этого украинской стороне придется меньше платить). Нет в подписанном соглашении и пунктов, согласно которым Украина обязуется всецело способствовать партнерам "Газпрома" (а среди последних – приснопамятная "РосУкрЭнерго") в приобретении активов на территории Украины. Зато внимание к судьбе "газпромовских" "дочек" сохраняется и в окончательном, по версии СМИ, варианте соглашения. "Газпром Экспорт" не упоминается, но пункт соглашения, который запрещает реэкспорт сочетается с формулировкой "совместные экспортные поставки". В свое время в этом контексте упоминалась "дочка", которая будет покупать у "Нафтогаза" топливо на границе и продавать его дальше в Европу. А вот обязанности помогать "Газпром сбыт Украина" в "полуофициальной" версии соглашения практически идентичны пунктам "совсем неофициальной" версии. "Нафтогаз" должен будет всемерно посодействовать тому, чтобы "Газпром сбыт Украина" получил лицензию на продажу не менее 7,5 миллиарда "кубов" для дальнейшей продажи украинским промышленным предприятиям, и, собственно, обеспечить эти семь с половиной миллиардов. Ранее упоминался пункт о том, что маржа "Нафтогаза" (разница между стоимостью газа, купленного у "Газпрома" и проданного дочерней компании) будет составлять 1 цент на каждой тысяче кубометров, а в последней версии соглашения его нет. Но "красоту картины" это не портит – украинской монополии придется холить и лелеять своего же прямого конкурента, которого, судя по информации "Газпрома", уже сейчас украинские промышленники видят любимым поставщиком "голубого топлива".

 

 

Опубликованное соглашение между "Газпромом" и "Нафтогазом" на первый взгляд выглядит прорывом украинского правительства. Цели, как кажется, будут достигнуты в ближайшее время, остается этому только порадоваться. Правда, как раз радоваться рановато – ведь еще неизвестны такие существенные подробности, как собственно газовые расценки, так и стабильность Кабмина, с которым "обо всем договорено". Главное, чтобы одномоментная победа не обернулась долгосрочными проблемами для страны. Дешевый газ и прямые поставки – это хорошие пункты предвыборной агитации. Но дополнительные условия соглашений могут смазать радость от достигнутой "прямоты".