Чуть более чем наполовину
Цели своего грядущего визита в столицу Российской Федерации премьер Украины задекларировала давно: чтобы газ подешевле, чтобы схемы попрозрачнее и чтобы никаких посредников. Дешевый газ жизненно необходим бюджету – главная смета страны пока рассчитывается, исходя из предпосылок "даешь газ по 260 долларов за тысячу "кубов". Прозрачные схемы (равно как и отсутствие посредников, что само по себе являлось одной из предвыборных заявок БЮТ) – нужны как иллюстрация эффективности правления Тимошенко, его успехов, а заодно – и некоторого рода политической преемственности: ведь едва ли не главным сторонником идеи перехода на рыночные цены на энергоносители является президент. Знакомые по выступлениям Юлии Владимировны идеалы стали основой для правительственных директив на переговоры. Первого октября Кабмин определился, зачем он делегирует своего главу в Москву. И даже пообещал по случаю учесть замечания Секретариата президента, высказанные Александром Шлапаком, хотя незадолго до этого Юлия Тимошенко уточняла, что сможет обойтись и без "газовых распоряжений" СП. Вмешательство президентской канцелярии играло роль, скорее, психологического оружия, ведь накануне премьерского визита в Белокаменную заместитель Виктора Балоги Андрей Кислинский пояснил, зачем глава правительства едет в Москву – отчитываться перед спонсорами по итогам кризиса. Правда, президент тоже обязал премьера договориться побыстрее, но это уже нюансы.
Приключение с самолетами, по всей видимости, не навредило боевому духу Юлии Тимошенко. По итогам более чем трехчасовых переговоров с Владимиром Путиным выяснилось, что стороны пришли к общему согласию. И пусть частности – собственно "газовая" цена - отложены на потом, зато Олег Дубина получил основания для радостного рапорта: в 2009 году украинская версия "газовых" расценок будет составлять что-то около 250-300 долларов и ни в коем случае не больше.
Приятным бонусом к предварительной договоренности прилагалось и согласование межправительственного меморандума по газовым отношениям, который должен лечь в основу соглашения между "Нафтогазом" и "Газпромом". В этом документе учтены практически все установки, с которыми глава Кабмина летела в Москву. Меморандум гласит, что обе стороны приветствуют переход на прямые долгосрочные отношения между обеими компаниями с 1 января 2009 года (что должно намекать на пресловутое "нет посредникам"), что Украина будет выходить на рыночные нормы три года (а промежуточные цены будут рассчитываться из расчета понижающегося коэффициента к европейским), что российская сторона гарантирует стабильность газового баланса, а украинская – "нерушимость" транзита, а заодно – достигнуты предварительные договоренности по праву Украины на реэкспорт неиспользованных энергоносителей, правда, под контролем российской стороны.
Казалось бы, честь и хвала главе правительства, все цели достигнуты, договоренность намечена "чуть более чем наполовину" (но окончательные цены-то – дело наживное), переговорщикам остается только почивать на лаврах. На своей пресс-конференции Юлия Тимошенко как раз и поделилась мнением о грядущих успехах десятилетнего масштаба. Но солидной ложкой дегтя в бочке медовых улыбок двух премьеров стали слухи о проекте второго документа, который должен был дополнять меморандум – "Соглашение об основных условиях дальнейшего развития отношений в газовой сфере". Расшифровка пунктов этого соглашения, копия которого начала активно кочевать сначала по российским, а затем уже по украинским СМИ, предполагает куда менее радужные условия для украинских околоэнергетических перспектив. Если верить тексту документа, то оказывается, что "Нафтогаз" до 1 января следующего года должен разобраться со всеми долгами: как со своими, так и с задолженностями "УкрГаз-Энерго" и "РосУкрЭнерго", в особенности – определиться с мнением касательно 11 миллионов кубометров "голубого топлива" спорного происхождения, находящихся в хранилищах, иначе этот объем будет изъят из поставок следующего года. Кроме того, "Нафтогаз" обязуется всецело способствовать экспансии "Газпрома" на внутреннем украинском рынке. С одной стороны предполагается деятельность двух "дочек": "Газпром сбыт Украина" сможет продавать газ украинским предприятиям, а "Газпромэкспорт" – "встречать" газ на границе и переправлять европейским потребителям. С другой стороны, "Нафтогаз" должен помогать российской монополии как путем содействия покупки активов уже существующих компаний (например, облгазов), так и при разработке местных месторождений, причем инвестором может выступать "знакомое лицо" – "РосУкрЭнерго"…
Судьба загадочного соглашения неизвестна – первые лица анонсировали согласование только неоднократно упомянутого выше меморандума. Но даже предположения о том, что подобный документ может быть подписан в ближайшее время, открывают впечатляющие широты для оценки деятельности премьера. Тут уже можно порассуждать о том, что национальные энергетические интересы тоже могут быть сданы "чуть более чем наполовину".
"Кураторский" час?
Экономические последствия, спровоцированные гипотетическим соглашением, выйдут на первый план в случае действительного подписания оного. Но сегодня даже недоказанный факт его существования открывает бездну политических возможностей. Главная из которых – критика премьера. За то самое предательство государственных интересов, о котором уже более месяца превентивно рассказывает президентский Секретариат.
Предварительные оценки СП были известны давно: Тимошенко едет в Москву не о газе договариваться, а свою лояльность российским властям демонстрировать. К слову, как уже упоминали "Подробности", дешевый газ для Украины неплохо вписался бы в эту схему – он позволил бы вольные рассуждения на тему того, чем премьер собирается эту дешевизну компенсировать. В таком контексте пресловутое "Соглашение об основных условиях дальнейшего развития отношений в газовой сфере" выглядит замечательно: и как причина потенциальной лояльности россиян, и как следствие "вот-вот еще чуть-чуть" измены Тимошенко родной энергетике. Единственное, что может приостановить волну народного возмущения – недоказанность содержания крайне неприятных для Украины договоренностей. Впрочем, уже сейчас заметно, что Юлию Владимировну в Москве таки привечают.
Перспектива президентских выборов, под которую обычно подгадывают "измену а ля Тимошенко", пока туманна. Непосредственной реальностью могут стать выборы парламентские, и к ним политики готовятся прямо сейчас. Трудно сказать, насколько существенно гипотетическая моральная поддержка Москвы может помочь имиджу нынешнего украинского премьера (чего, судя по всему, всерьез опасается, "самый пророссийский" кандидат Виктор Янукович). Скорее всего, подобная "помощь" окажется несущественной: симпатики Юлии Владимировны (кроме самых отчаянных) могут воспринять прокремлевский курс как измену их интересам, а сторонники Виктора Федоровича, в свою очередь, не обязаны автоматически голосовать за ту силу, которую поддерживает Россия. Тем более в том случае, когда на протяжении нескольких лет этим сторонникам объясняли, почему Тимошенко – это плохо. Да и не настолько вполне успешному политику нужна эта "моральная поддержка". А вот реальный предвыборный плюс, который всецело находится в распоряжении российской стороны, - это "газовая победа". Просто и элегантно, дешево и сердито, а главное – доходчиво для всех категорий избирателей, некоторых среди которых проблема стратегических интересов национальной энергетики беспокоит мало. Может ли Юлия Тимошенко во имя реализации собственных лозунгов о честной цене, недорогом газе и отсутствии посредников пойти на солидные уступки российской стороне? С большой степенью вероятности – да; не исключено, что это как раз такой случай, когда цель оправдывает средства. Может ли Москва сделать ставку на Тимошенко? А почему бы и нет, с одной стороны – выгоды "Газпрому" можно изыскать даже при более щадящих для Украины условиях, чем задекларировано в приснопамятном соглашении, с другой – Юлия Владимировна – привлекательная женщина и приятный собеседник, с которым можно договориться, если найти точки пересечения, с третьей – а с кем еще можно особо разговаривать, если Виктор Янукович в последнее время выглядит достаточно бледно (кроме памятного геополитического заявления о судьбах Южной Осетии и Абхазии), а Виктор Ющенко раздражает российские власти в флотско-оружейном контексте.
С немалой долей вероятности московский вояж Тимошенко президентской стороной будет засчитан как обязательное присутствие на "кураторском часе". Возможно, рановато, ведь, во-первых, формально результаты ее визита выглядят обнадеживающе, хоть отсутствие установленных цен на газ впечатление все-таки смазывает. А во-вторых, доказательств пресловутой "измены" пока нет, да и проект соглашения, если и существует, то может быть подвергнут существенной корректировке. В конце концов, в Украине сейчас в любом случае намечается маленькая война компроматов, и проверка обстоятельств продажи оружия в Грузию – из той же оперы. Хотя одни выборы еще не объявлены, а до других пока далеко, украинские власть имущие плотно переходят на общение на уровне лозунгов, как рекламирующих себя, так и обвиняющих противника. А ловить рыбку здравого смысла в мутной воде домыслов – дело практически безнадежное.