А еще есть производители, заинтересованные в нагнетании «темных настроений», да, к тому же и сами журналисты, отрабатывающие темы с ошибками в силу своей неосведомленности. Об этом в ходе пресс-брифинга рассказала юрист ведущей отечественной юридической фирмы Наталия Микольская.
В целом, отечественные эксперты, специализирующиеся на международном праве, насчитали 6 самых распространенных мифах о рисках и перспективах, открывающихся перед Украиной после вступления в ВТО.
Миф первый, он же самый популярный: после вступления Украины в ВТО государства-члены организации автоматически отменят антидемпинговые расследования, инициированные против украинских экспортеров. Никто и никого не заставит отменить антидемпинговые и другие ограничительные меры против недобросовестного экспортера. Таков Антидемпинговый кодекс. Такие расследования можно будет оспорить на межгосударственном уровне только в случае, если они окажутся безосновательными и нашим производителям удастся это доказать.
Миф второй, корнями уходящий в предыдущий: украинские производители после вступления во Всемирную торговую организацию получат принципиально новые возможности защиты своих интересов в соответствии с процедурой урегулирования торговых споров в рамках ВТО. Сказка для наивных. Во-первых, с апелляцией в органы урегулирования торговых споров могут обращаться только государства, а никак не компании-производители. А отстаивать свои интересы через Минэкономики дорого не только для самих компаний, но и для государств. Такая процедура слишком сложная, длительная и требует привлечения целой армии экспертов. А, во-вторых, из 270 рассмотреных в данном международном органе споров всего 90 были инициированы развивающимися странами. Как показывает практика, такая процедура по силам и по карману только крупным развитым государствам. То есть, возможность отстаивать свои права, конечно же, есть, но слишком призрачная.
Миф третий, он же самый устрашающий: со вступлением Украина распахнет свои рынки для импорта, очень часто некачественного, отечественные производители погибнут в неравной конкуренции, а производители вымрут от пищевых отравлений. Полуправда, даже, скорее, четверть правды. Да, риски есть. Но Украине, как и другим государствам, со вступлением дается полный набор защитных экономических инструментов, призванных регулировать поток импорта с учетом интересов внутренних рынков. А вот сможет ли правительство эффективно воспользоваться этими ограничительными инструментами – вопрос уже не к ВТО.
Миф четвертый – для самых наивных: украинские производители получат неограниченный доступ на все мировые товарные рынки. Получить-то теоретически получат, да вот нужно будет еще доказать, что отечественные товары достойны продаваться на западных рынках. А для этого придется прости суровую процедуру сертификации, которую переживет далеко не каждый украинский шедевр производства.
Миф пятый – правовой. Со вступлением Украину ждет настоящая законодательная революция, которая еще непонятно как скажется на правовом поле государства. По сути «революция», если ее можно так назвать, уже состоялась. Основная масса законов, необходимых для адаптации украинских норм к мировой практике, были изменены в период в 2002 по 2007 годы, и государство к изменениям уже успело приспособиться. В 2008 году будет принято дополнительно 10 новых Законов, касающихся, как правило, некоторых изменений к уже существующим нормативным актам.
Миф об отмене пошлинных ставок слишком преувеличен. Так, средняя арифметическая пошлинная ставка по Украине после всех изменений уменьшится с 6,51% до 5% – потеря не столь грандиозная, как ее рисуют.
Другими словами, страшным ВТО делает неосведомленность так называемых «экспертов» и «аналитиков», которые берутся освещать данную тему. Да еще массу кривотолков порождает секретность, в которой готовится перевод протокола о вступлении объемом более тысячи страниц. Якобы именно там собака и зарыта, и после обнародования его подробностей за голов схватятся и производители, и потребители. Вместе с тем, большинство парламентариев и правительство уверены в том, что ничего нового протокол не содержит – это всего лишь документ, закрепивший условия достигнутых ранее договоренностей.
В целом, отечественные эксперты, специализирующиеся на международном праве, насчитали 6 самых распространенных мифах о рисках и перспективах, открывающихся перед Украиной после вступления в ВТО.
Миф первый, он же самый популярный: после вступления Украины в ВТО государства-члены организации автоматически отменят антидемпинговые расследования, инициированные против украинских экспортеров. Никто и никого не заставит отменить антидемпинговые и другие ограничительные меры против недобросовестного экспортера. Таков Антидемпинговый кодекс. Такие расследования можно будет оспорить на межгосударственном уровне только в случае, если они окажутся безосновательными и нашим производителям удастся это доказать.
Миф второй, корнями уходящий в предыдущий: украинские производители после вступления во Всемирную торговую организацию получат принципиально новые возможности защиты своих интересов в соответствии с процедурой урегулирования торговых споров в рамках ВТО. Сказка для наивных. Во-первых, с апелляцией в органы урегулирования торговых споров могут обращаться только государства, а никак не компании-производители. А отстаивать свои интересы через Минэкономики дорого не только для самих компаний, но и для государств. Такая процедура слишком сложная, длительная и требует привлечения целой армии экспертов. А, во-вторых, из 270 рассмотреных в данном международном органе споров всего 90 были инициированы развивающимися странами. Как показывает практика, такая процедура по силам и по карману только крупным развитым государствам. То есть, возможность отстаивать свои права, конечно же, есть, но слишком призрачная.
Миф третий, он же самый устрашающий: со вступлением Украина распахнет свои рынки для импорта, очень часто некачественного, отечественные производители погибнут в неравной конкуренции, а производители вымрут от пищевых отравлений. Полуправда, даже, скорее, четверть правды. Да, риски есть. Но Украине, как и другим государствам, со вступлением дается полный набор защитных экономических инструментов, призванных регулировать поток импорта с учетом интересов внутренних рынков. А вот сможет ли правительство эффективно воспользоваться этими ограничительными инструментами – вопрос уже не к ВТО.
Миф четвертый – для самых наивных: украинские производители получат неограниченный доступ на все мировые товарные рынки. Получить-то теоретически получат, да вот нужно будет еще доказать, что отечественные товары достойны продаваться на западных рынках. А для этого придется прости суровую процедуру сертификации, которую переживет далеко не каждый украинский шедевр производства.
Миф пятый – правовой. Со вступлением Украину ждет настоящая законодательная революция, которая еще непонятно как скажется на правовом поле государства. По сути «революция», если ее можно так назвать, уже состоялась. Основная масса законов, необходимых для адаптации украинских норм к мировой практике, были изменены в период в 2002 по 2007 годы, и государство к изменениям уже успело приспособиться. В 2008 году будет принято дополнительно 10 новых Законов, касающихся, как правило, некоторых изменений к уже существующим нормативным актам.
Миф об отмене пошлинных ставок слишком преувеличен. Так, средняя арифметическая пошлинная ставка по Украине после всех изменений уменьшится с 6,51% до 5% – потеря не столь грандиозная, как ее рисуют.
Другими словами, страшным ВТО делает неосведомленность так называемых «экспертов» и «аналитиков», которые берутся освещать данную тему. Да еще массу кривотолков порождает секретность, в которой готовится перевод протокола о вступлении объемом более тысячи страниц. Якобы именно там собака и зарыта, и после обнародования его подробностей за голов схватятся и производители, и потребители. Вместе с тем, большинство парламентариев и правительство уверены в том, что ничего нового протокол не содержит – это всего лишь документ, закрепивший условия достигнутых ранее договоренностей.