Как известно, украинское внешнеполитическое ведомство призвано обеспечить выполнение выбранного нашей страной европейского вектора, однако поддержка азербайджанской резолюции в очередной раз показала неготовность мыслить по-европейски. Резолюцию 14 марта поддержали всего 39 стран. Как известно, в мире более 210 государств, из них 199 являются полноправными членами ООН. Так вот, из двух сотен государств ровно 160 сочли предложенную Азербайджаном резолюцию неприемлемой и отказались поддержать ее.
Следует заметить, что среди государств, проголосовавших за принятие резолюции, нет ни одного постоянного члена Совета Безопасности, ни одного члена “Большой восьмерки”, ни одного члена Европейского союза. Возникает справедливый вопрос: каким образом, поддерживая данную резолюцию, сотрудники внешнеполитического ведомства остались верными политическому курсу Украины?
Теперь посмотрим на список стран, проголосовавших за принятие резолюции. Это Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бруней, Джибути, Гамбия, Грузия, Индонезия, Ирак, Иордания, Йемен, Камбоджа, Катар, Колумбия, Коморские острова, Кувейт, Ливия, Малайзия, Мальдивы, Марокко, Молдова, Мьянма, Нигер, Нигерия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Турция, Тувалу, Уганда, Узбекистан и Украина. Уверен, список говорит сам за себя, «интересная» компания!
Данная резолюция нанесла серьезный урон отношениям Азербайджана с сильными мира сего, но оставим эти проблемы тем, кто их создал. Мы же вернемся к мотивациям не исламского мира.
Мотивы Сербии очевидны – это проблема Косово. Мотивы Грузии тоже можно понять – это проблемы Абхазии и Южной Осетии. Поддержку Молдовы можно объяснить как членством в ГУАМ, так и неопределенным внешнеполитическим курсом этой страны. Очевидны также мотивы Колумбии: у этой страны тоже довольно серьезные проблемы с контролем собственной территории. Единственная страна, мотивы которой покрыты мраком, это Украина. Что может так сильно связывать Украину с Азербайджаном, Афганистаном, Бангладеш, Гамбией, Сомали, Суданом и другими странами Организации исламской конференции, в то время, когда на чаше весов стоит наш европейский выбор? В данном конкретном случае Украина оказалась по обратную сторону «баррикад» с такими странами, как США, Франция, Россия (три из четырех стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН), Индия (которая, по-видимому, скоро пополнит число постоянных членов Совета Безопасности).
Однако вернемся к смыслу, точнее бессмысленности упомянутой резолюции. Уверен, если бы резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носили обязательный характер, многие воздержавшиеся от голосования проголосовали бы «против». Однако я не хочу строить догадки. Наступило время, чтобы понять, что иного варианта, чем переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, нет. Невозможно вспомнить хотя бы один пример в истории, когда конфликт был разрешен принятием документа в международной организации или признанием третьих странами. Такого не было, и не будет теперь, и определенно не в случае с Нагорным Карабахом. К примеру, в 1948 году резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по части Палестины ничего не решила. В недавно принятой резолюции Совета Безопасности по Косово также не удалось свести стороны конструктивным способом. Единственный вариант, способный разрешить нагорно-карабахский конфликт, – это договор, который будет подписан Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. Все иные маневры абсолютно бесполезны и не способствуют мирному решению данного конфликта.
Отечественному внешнеполитическому ведомству, очевидно, есть над чем поработать, ведь Украину многие в мире воспринимают как «миротворца»: наши «голубые каски» сегодня можно встретить в самых разных регионах мира. И негоже, когда непрофессионализм отдельных чиновников сводит на нет многолетний труд миротворцев, дипломатов и бросает тень на международный имидж страны.