Термин "Кельтский Тигр" - явная аналогия с восточноазиатским тиграми - был впервые применен в докладе Кевина Гарднера для Морган Стэнли. С той поры он получил постоянное применение в двух смыслах - как неофициальное название страны и как название периода 1994-2002 годов, в течение которых экономика Ирландии развивалась с ежегодным приростом от 6 до 11%.

 

Причины динамичного развития Ирландии в 90-е годы являются темой нескончаемых дискуссий. Среди наиболее важных следует выделить рыночные реформы, введение пониженного корпоративного налога, инвестиции в высшее образование, низкая безработица, политика экономии в затратах на госуправление, а также членство в ЕС, дающее доступ к фондам Союза и общего рынка.

 

В 2001-2002 годах глобальный спад экономики несколько усыпил Кельтского Тигра. Темпы экономического развития упали почти до 2% относительно роста с начала 90-х годов. В 2003-2006 годах темп роста составил уже около 5%, что значительно превышало этот показатель в других странах Западной Европы. Условия жизни в Ирландии в 1994-2007 годах резко возросли и сравнялись или даже стали лучшими, чем в других западноевропейских государствах.

 

Налоги и Европейский Союз

 

Многие экономисты приписывают ирландский рывок низким ставкам корпоративного налога (10 – 12,5% во второй половине 90-х годов), а также финансовым траншам из других стран ЕС. Величина трансферов доходила до 4% национального бюджета. В 1997-2004 годах Чарли МасКриви, министр финансов, проводил политику низких налогов и весомо приложился к уменьшению дыры в ирландском бюджете. Помощь от ЕС использовалась для системы образования и развития инфраструктуры. Эти инвестиции часто считают серьезным фактором повышения эффективности ирландской экономики, так как вслед за ними на Зеленый Остров потянулись инвестиции из информационных, телекоммуникационных и технологических отраслей. Специалисты же Liberty Cato Institute и  Heritage Foundation, однако, считают, что трансферы ЕС были неэффективны и, наоборот, могли повлиять на замедление темпов  экономического роста. Членство Ирландии в ЕС предоставило этому государству доступ к наибольшим европейским рынкам, положив тем самым конец эпохе замыкания торговли Ирландии на Соединенное Королевство.

 

Иностранные инвестиции  

 

Ирландская политика, а также деятельность таких организаций, как IDA Ireland привлекла многие американские корпорации, такие как Dell, Intel,  Microsoft к размещению своих филиалов на Зеленом Острове. Почему в Ирландии? Потому что она является членом ЕС, у нее более низкий уровень зарплаты персонала, правительство выделяет специальные гранты, и потому, что низка ставка налога. Правительственное агентство  Enterprise Ireland гарантировало и проводило финансовую, техническую и общественную поддержку. Само по себе создание International Financial Services Centre в Дублине обеспечило работой 14 000 бухгалтеров, юристов и финансовых менеджеров.

 

География и демография 

 

Часовой пояс, который позволял ирландцам работать тогда, когда их американские коллеги спят, тоже много значил для американских корпораций. Благодаря такому географическому распределению бизнес практически мог функционировать большую часть суток. Имидж Ирландии как страны с предсказуемой средой для бизнеса, несомненно, улучшался гармоническим сотрудничеством с государствами ЕС и Восточной Европы и резко возрос после того, как в результате подписания исторического меморандума, стабилизировалась ситуация в Северной Ирландии.

 

Результат Кельтского Тигра 

 

Из одной из беднейших стран Западной Европы Ирландия превратилась в одну из самых богатых. Доход на душу населения побил все рекорды, тем самым сделав возможным увеличение налогов. Уровень безработицы упал с 18% в конце 80-х годов до 3,5% в конце прошлого года. Рост зарплат и пенсий был самым высоким в Европе. Инфляция удерживалась на уровне 5% в год, что приблизило стоимость жизни в Ирландии к знаменитым скандинавским стандартам. Государственный долг был резко сокращен, что дало возможность увеличения затрат на государственное управление без соответствующего повышения налогов.

 

Ирландия 2001-2007 годов

 

Кельтский тигр несколько успокоился в 2002 году, после семи лет динамичного роста. Замедление ирландской экономики повторяло явление глобальной рецессии, а также сопровождалось снижением инвестиций в информационном секторе. До этого времени Ирландия была главным игроком на информационном рынке: в 2002 году получила 10,4 миллиардов долларов от экспорта компьютерных услуг. В это же время США заработали на этом экспорте только 6,9 миллиардов долларов. Кельтский Тигр в 2002 году удерживал около 50% европейского рынка программных продуктов. Среди других причин замедления можно назвать террористические акты 11 сентября 2001 года, а также переезд некоторых фирм в страны Восточной Европы и Китай. Последние решения были продиктованы ростом зарплат, затрат на меры безопасности и общим снижением конкурентоспособности ирландской экономики. Растущая стоимость евро ударила также по ирландскому экспорту в США и Великобританию. После замедления в 2001-2003 годах ирландская экономика снова начала  ускоряться. В 2004 году рост экономики составил 4, % и был самым высоким среди 15 стран ЕС.

 

Причины возрождения Кельтского Тигра противоречивы. Скептики утверждают, что оно в основном вызвано ростом цен на недвижимость и огромным спросом на дома и квартиры со всеми вытекающими последствиями. Но это не единственная причина Кельтского Тигра-2. Велико также значение таких факторов, как подъем американской экономики, увеличение иностранного туризма в Ирландию и главное - увеличение инвестиций в информационные технологии. Достаточно сказать, что Ирландия сегодня производит 25% всех европейских персональных компьютеров, а такие фирмы, как Apple, Dell, IBM, Intel, Microsoft, Google имеют свои мощные предприятия в Ирландии.

 

Конец рая 

 

2007 год среди прочего принес политико-экономические комментарии, предсказывающие абсолютную катастрофу ирландской экономики в 2008-2009 годах. Большинство аналитиков сходятся на том, что поскольку рынок недвижимости составляет существенную часть экономики Ирландии, именно он предопределит большие проблемы уже в 2008 году. Считается, что около 15 000 рабочих мест в этом секторе моут быть безвозвратно потеряны. По мнению некоторых аналитиков, эта ситуация вызовет резкое охлаждение ирландской экономики и породит проблемы, большие чем замедление в 2001-2002 годах. Другие, в свою очередь, утверждают, что даже несмотря на проблемы, которые могут у возникнуть у работников строительного сектора, экономика в целом перенесет этот удар достаточно спокойно. По их мнению, неприродное раздувание рынка недвижимости все равно когда-то должно было кончиться, и в долговременной перспективе стабилизация в этом секторе должна иметь позитивные последствия для ирландской экономики.

 

В то время, когда дискуссия на эту тему утихла после парламентских выборов 2007 года, на горизонте появилась новая угроза – рецессия в США. Проблемы на рынке недвижимости за океаном, а также более низкий чем прогнозируемый рост экономики привели к тому, что мир, затаив дыхание, наблюдает, является ли нынешняя ситуация в США рецессией или это что-то не такое серьезное. Потенциальный экономический кризис в Соединенных Штатах громким эхом отразится по всему миру. Некоторые страны переживут его тяжелее других. На взгляд International Monetary Fund ирландская экономика будет существенно потрясена, если США попадут в рецессию. Анализ этой организации показывает, что падение экономического роста в США на 1% может означать автоматическое падение экономического роста в Ирландии на 1,75%. Угроза рецессии в США, а также проблемы на рынке недвижимости на Зеленом Острове могут предопределить, что 2008-2009 года будут необычайно тяжелыми для ирландской экономики. И хорошо, если на этот раз замедление окажется таким же временным, как то, что было в 2001-2002 годах. Тогда где-то в 2010 году будем радоваться третьему возрождению Кельтского Тигра.

 

Украинские аналогии  

 

Возможно ли экономическое чудо на манер Кельтского Тигра в Украине? Если сравнивать стартовые условия и не только их, то есть большая разница. Украина лучше расположена географически – она практически находится в центре Европы, неофициально являясь мостом между ЕС и Россией, а также среднеазиатскими постсоветскими странами. Это плюс по сравнению с островной, удаленной от Европы Ирландией. Украина гораздо больше, чем Ирландия, по территории и населению, а значит, имеет гораздо более объемный внутренний рынок. Это тоже плюс.

 

Если Ирландия к 1993 году была в основном сельскохозяйственной страной, то Украина 2008 года - страна индустриальная с достаточно мощной промышленностью, уровень технологии которой, к сожалению, постсоветский. Тем не менее, именно наличие предприятий и квалифицированного персонала дает основания считать более легкими условия инвестирования. Это, условно говоря, тоже плюс.

 

Но Украина не является членом ЕС. И это однозначно минус. Украина не англоязычная, и это тоже минус. Наконец, украинская диаспора в Соединенных штатах не может сравниться с ирландской Америкой, а потому расчет на столь же мощное лоббирование интересов Украины, как это наверняка имело место в случае Ирландии, рассчитывать нельзя. Конечно, это минус.

 

Вообще клонирование опыта Ирландии вряд ли целесообразна, но политико-экономические решения, принятые на государственном уровне для обеспечения роста экономики Ирландии (а это государственная поддержка бизнеса, упрощение бюрократии и уничтожение коррупции, снижение налогов), сработают в любой стране. Даже если она только сосед ЕС. Все это, однако, возможно только при условии политической стабильности и предсказуемости.

Анатолий Пилипенко